“Рафаэль создавал то, что другие только мечтали создать”.
Гёте.
Рафаэль Санти(1483-1520).Сикстинская Мадонна.1513-1514 .Фрагмент.Галерея старых мастеров, Дрезден.
Рафаэль был рождён создавать красоту и гармонию. Поэтому не удивительно, что он прославился образом Мадонны. Той, которая несёт в этот мир свет и доброту.
«Мадонна Конестабиле» (итал. Madonna Connestabile) — миниатюрное и, вероятно, неоконченное изображение Девы Марии и младенца Христа, принадлежащее кисти 20-летнего Рафаэля.
Рафаэль Санти (1483-1520).Мадонна Конестабиле.1502-1504.Из собрания графа Конестабиле,Перуджа.1871.Эрмитаж,Санкт- Петербург.
Мадонну Конестабиле Рафаэль написал в городе Перуджи, в мастерской своего учителя Пьетро Перуджино. Знакомство с работами Леонардо да Винчи ещё впереди. Поэтому с техникой сфумато Рафаэль ещё не знаком. Линии ещё слишком отчётливы. Образы ещё слишком просты.
Пьетро Перуджино. Мадонна с младенцем. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США.
Однако эта работа бесценна как раз тем, что была создана совсем юным Рафаэлем. Мы можем увидеть его талант “без примесей”. Без влияния великих Леонардо и Микеланджело. В этой картине молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа Мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место. Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма.
Рафаэль Санти (1483-1520).Мадонна Конестабиле.1502-1504.Фрагмент.Эрмитаж
В 1869 г. граф Конестабиле, владелец старинной итальянской галереи, испытывая денежные затруднения, обратился к графу Г.С. Строганову, известному коллекционеру, жившему в Риме, с предложением о покупке для Эрмитажа его галереи. Императрица Мария Александровна, узнавшая о предложении, пожелала приобрести работу Рафаэля.Александр II, пожелал сделать супруге подарок к 30-летию их бракосочетания и картина была приобретена. Мария Александровна в это время была уже серьезно больна и большую часть времени проводила в своих личных апартаментах. Именно туда и был с почетом помещен этот подарок.Осенью 1880 года по завещанию Марии Александровны картина была передана в Эрмитаж по завещанию своей владелицы.Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17,5х18 см никто не купил, и оно осталось в экспозиции музея.
Рафаэль Санти (1483-1520).Мадонна Грандука.1504.Палаццо Питти,Флоренция
Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер. Именно тогда появилась «Мадонна Грандука».Своё нынешнее название картина получила в честь великого герцога Фердинанда III, который приобрёл её у наследников художника Карло Дольчи и привозил в Вену, чтобы похвалиться приобретением перед родственниками из рода Габсбургов.
Рафаэль Санти (1483-1520).Мадонна Грандука (фрагмент).1504.Палаццо Питти, Флоренция
Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение. Ее одежда выполнена в традиционных цветах. Красный означает жертвенную кровь Христа, а синий плащ – это непорочность Царицы Небесной. Как выразился Вазари, эта Мадонна словно “прекрасная сестра Рафаэля”.
Рафаэль Санти - Автопортрет.Ок.1506. Галерея Уффици, Флоренция
Любопытно, что первоначальным фоном картины был пейзаж и окно с балюстрадой, но сейчас Мадонна изображена на черном фоне. До недавнего времени считалось, что сам Рафаэль решил закрасить пейзаж, однако последние исследования показали, что черная краска была нанесена не раньше, чем через сто лет после написания картины.
Рафаэль (Рафаэлло Санцио) (1483 Урбино - 1520 Рим) Мадонна Альба. Около 1510. Национальная картинная галерея, Вашингтон.
«Мадонна Альба»— одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил.Мадонна Альба была написана в Риме. Рафаэль прибыл сюда по просьбе папы Юлия II для росписи залов Ватикана. Здесь же работал и Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы.Однажды поссорившись с папой, Микеланджело вынужден был бежать из Рима. Остались сведения, что он отдал своему поверенному ключ от Сикстинской капеллы с наставлением ни в коем случае не показывать фрески Рафаэлю.
«Сотворение Адама» (итал. La creazione di Adamo) — фреска Микеланджело, написанная около 1511 года.Сикстинская капелла, Ватикан
Но это не помешало Рафаэлю взять от замкнутого гения самое лучшее.Однако у мастера телесной красоты он сумел взять раскованность в жестах. Величавость и монументальность поз. Так появилась Мадонна Альба.
Название «Мадонна Альба» картина получила в XVIII веке, когда она висела в севильском дворце наследников Оливареса — герцогов Альба.
Рафаэль (Рафаэлло Санцио) (1483 Урбино - 1520 Рим) Мадонна Альба.Фрагмент. Около 1510. Национальная картинная галерея, Вашингтон.
Из рук последней представительницы испанского рода, герцогини Альба, семейная реликвия перешла к доктору, который занимался её лечением. Хотя впоследствии он попал под суд за попытку отравить герцогиню, ловкий лекарь успел продать полотно датскому послу, графу де Бурку. От него «Мадонна Альба» попала в руки лондонских дельцов, о чём услышал царский эмиссар Франц Лабенский. По наказу Николая Павловича он в 1836 году за 14 тысяч фунтов приобрёл одну из самых знаменитых мадонн Рафаэля, считавшегося в ту пору величайшим художником в истории. После прибытия в Россию картина в связи с её неважной сохранностью была переведена на холст, при этом была повреждена часть пейзажа справа.
Мадонна Альба считалась главным экспонатом Императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. С началом эрмитажных распродаж 1931 года «Мадонну» продали за 2500 тыс. рублей американскому магнату Эндрю Меллону. Вместе с нею Меллон приобрёл и второго эрмитажного Рафаэля, «Святого Георгия», за половину её цены.
Рафаэль Санти - Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле), 1513-14.Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция
«Мадонна в кресле» отличается от предыдущих работ Рафаэля. На этой картине Дева Мария более «земная».Эта картина Рафаэля уже его современниками была признана вершиной станковой живописи. Форма тондо позволила художнику соединить в гармоничное целое круговую схему композиции с естественностью и нежностью материнских объятий, придав таким образом всей композиции логическую завершённость. Это одна из самых человечных Мадонн Рафаэля. Фигуры Марии, Младенца Христа и Иоанна Крестителя, тесно прижавшиеся друг к другу, заполняют всю поверхность картины. Мария старается укрыть в объятиях своё дитя, взгляд которого не по-детски встревожен, а Иоанн Креститель в грубой власянице замечательно завершает композицию.
Рафаэль Санти - Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле).Фрагмент. 1513-14.Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция
«Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте.Сикстинская Мадонна спускается к нам по облакам. Она несёт нам самое драгоценное. Своего сына. Невозможно остаться равнодушным, когда смотришь в её грустные глаза.
Рафаэль невероятным образом передал её невесомость. Её стопы не проваливаются в облака. Тогда как двое святых в них почти утопают.
Рафаэль Санти (1483-1520).Сикстинская Мадонна (1513-1514 )Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно.Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть полотно вживую. А её фотография всю жизнь висела в его кабинете. Именно эта картина вдохновила его на фразу “Красота спасёт мир”.
Рафаэль Санти (Рафаэлло Санцио 1483-1520).Мадонна с розой(фрагмент). 1518.Прадо,Мадрид
Мадонны Рафаэля - это нежный одухотворенный образ, который будто светится изнутри. За всю свою жизнь Рафаэль Санти написал несколько десятков картин с изображениями Девы Марии. И все они разнообразны и хороши по-своему.
Сикстинская Мадонна огромна . На всю стену в Дрезденской галерее. Были там в 2013 г. всё видели. Эта картина шедевр!!! А на других стенах наброски этой работы. Их очень много. Видно как кропотливо работал Рафаэль. Вообще в дрезденской галерее алтер майстер( старых мастеров) много прекрасных работ,но эта затмевает всё!!! Были в Лувре видели его автопортрет с другом. Совсем молодой человек. Почти мальчишка, а создал такой шедевр . По нашим сегодняшним меркам пацан, а уже ГЕНИЙ!!!
Может вы были не там и не у этой картины рыдали...? Она почти во всю стену и висит отдельно, напротив неё можно присесть. Из-за её шедевральности... она висит под стеклом и бликует, вот, пожалуй, это меня не порадовало, извините.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 93
И гениален был и красив...
И обаятелен ...
И характером хорош ..
Но рано ушел .
В 37 лет ...
265 на 196 см.. ...
По-вашему это не очень большая работа?