Р-н Ишайя Гиссер
Зогар, главная книга Каббалы, неожиданно отмечает: «Дарование Торы стало возможным лишь после того, как Итро признал величие Творца…» В мидраше Мехилта (а великий Раши приводит его как простой смысл Писания) о Итро сказано: «Он знал все верования в мире, и не было такого идола, которому бы он ни служил». Иначе говоря, он был крупнейшим специалистом-практиком своего времени в идолопоклонстве. Когда человек, столь глубоко и интенсивно постигший теорию и практику идолопоклонничества, публично и демонстративно заявил о своей вере в Единого Б-га, тогда в мире и произошло раскрытие величия Б-жественной истины.
Для того, чтобы мы смогли оценить значение происходившего тогда, стоит вспомнить толкование Зогаром слов Коэлет: «И увидел я преимущество мудрости, пришедшей из глупости – оно такое же, как преимущество света, пришедшего из тьмы»1. Согласно такому пониманию, речь здесь идет об особом значении и ценности явленной столь нетривиальным образом мудрости, возникшей именно из того, что названо царем Шломо «глупостью». Если исходить из подобного толкования Зогара, то становиться понятным то значение, которое придается им прозрению Итро, ведь, провозглашая свою веру в Творца, тот как никто другой понимал, что он говорил, и профессионально разбирался в теме.
Искренний приход к Б-гу человека, прежде постигшего все доступное знание язычества особенно ценно! Узнать, понять и отвергнуть идолов ради Творца – это особое величие, принципиально недоступное тем, кто, к своему счастью, не прошел такого тернистого пути. Наш недельный раздел Торы назван именем Итро, ибо он символизирует наиболее важную цель ее дарования, ведь темнота, ставшая светом, – это и есть наибольший свет.
Все сказанное нами выше хорошо объясняет место рассказа о Итро в повествовании Торы. Впрочем, это не единственная причина его появления здесь: последовательность повествования обусловлена еще и тем, как противопоставляет Писание два возможных варианта отношения неевреев к сынам Израиля. Так, к примеру, объясняет рабби Авраам Ибн Эзра: «А теперь я объясню, почему рассказ об Итро приведен именно здесь: выше рассказано о том зле, которое содеял евреям Амалек, и чтобы его уравновесить, сказано о добре, которое сотворил евреям Итро».
Само наличие феномена избранничества Всевышним одного из многих народов никого не может оставить индифферентным, оно требует определения позиции. А уже дальше все зависит от духовного уровня реагирующего – или он солидаризуется с Б-гом в отношении святого народа, или бунтует против этого, посильно вредя ему, и я даже не знаю, писать ли здесь местоимение Ему со строчной буквы или с прописной. Ведь верующий человек, читающий Священное Писание, по определению, не может игнорировать данное столь явно в Откровении мнение Самого Творца. Если, конечно, в сознании такого искренне верующего человека Всевышний не подменен языческими представлениями.
Поэтому в Талмуде2 говорится, что пустыня и гора называется Синай, от слова сина – потому что там была дана Тора, вызывающая ненависть идолопоклонников». Именно вероломное и бесчеловечное нападение Амалека и стало той последней каплей, заставившей Итро прийти к сынам Израиля, побудившее его продекларировать свою веру в Творца. Он воочию увидел, как низко можно пасть, противопоставляя себя Его воле. Можно сказать, что Амалек заставил Итро выбрать путь Торы.
Рассказ Писания о Итро потому столь значим и важен, что, к сожалению, Амалек и иже с ним всегда заметней, активней наружно. Обратите внимание: и Итро, и Амалек признают исключительность евреев, только реагируют на это по-разному! И в этом урок для всех нас: ненавистник гораздо больше бросается в глаза, он просто не может быть проигнорирован, а вот друг часто не очень виден, по крайней мере не всегда оценен по достоинству.
Поэтому Тора, сразу после рассказа о нападении Амалека и пишет о приходе Итро, гораздо более значительном событии по своим последствиям, чтобы мы не вздумали красить всех окружающих одной краской. Не только евреи разные, гоим тоже!
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Коэлет 2:13.
2.
Шаббат 89а.
Р-н Ишайя Гиссер https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/6779773
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев