Р-н Эли Коган
Главу Торы “Итро” можно по праву назвать кульминационной. В ней рассказывается о Синайском откровении, когда Сам Творец вселенной раскрыл Себя народу Израиля и даровал им свой Закон. Десять речений, прозвучавших с вершины горы Синай, которые были запечатлены на двух скрижалях, полученных Моисеем, обобщают в себе все законы Торы.
Как объясняют мудрецы Каббалы, десять заповедей распределены по двум скрижалям не просто поровну – пять на пять, – а согласно принципу: первые пять регулируют отношения человека с Б-гом (запрещение идолопоклонства, богохульства и т.д.), а вторые – отношения человека с другими людьми (не убивай, не кради и т.д.). Правда, даже не самому внимательному читателю бросится в глаза, что пятая заповедь, вроде бы, этому принципу не соответствует и попала не на ту скрижаль: “Чти отца твоего и мать твою”. Родители – это все-таки тоже "другие" люди.
Можно, конечно, предположить, что разместить заповеди неравномерно: на одной скрижали четыре, а на второй шесть, – было для Б-га, как для совершенного перфекциониста, абсолютно невыносимо. Но мудрецы дают этому более взвешенное объяснение. Дело в том, что заповедь почитания родителей, участвующих в создании человека, дана ради уважения к Всевышнему, поскольку в рождении ребенка явно проявляется партнерство родителей с Творцом.
То есть родители заслуживают уважения не просто в знак благодарности за то, что мучились, кормили-пеленали и взрастили дитятко, а потому что присущая им сила продолжения рода является отсветом бесконечного Б-жественного света, единым с их душами. И поэтому почитание отца и матери по сути является почитанием Б-га. Если человек, особенно ведущий себя с другими по-человечески, – это звучит гордо, то родитель – это звучит просто божественно!
Р-н Эли Коган https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/6779781
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев