Когда нужно опасаться дружбы
Перед встречей с Эсавом Яаков обращается с молитвой к Всевышнему — «Спаси же меня от руки брата моего, от руки Эсава!» (Берешит, гл. 32, ст. 12).
В Мидраше разъясняется, что Яаков искал спасения и от ненависти Эсава и от дружбы с ним.
И действительно, Эсав был двуликим, как Янус. Он ненавидел Яакова всеми фибрами души, но, когда чувствовал силу, чтобы усыпить бдительность и нанести неожиданный удар — прикидывался любящим братом.
Это свойство передалось и его потомкам.
Порой тот или иной народ вдруг начинает проявлять заботу о сынах Израиля, обещая золотые горы в совместных проектах. Только потомки Эсава, неожиданно «воспылавшие братской любовью» к евреям — гораздо опаснее тех, кто открыто нас ненавидят.
Далее мы читаем о поединке Яакова с духовным покровителем Эсава. Написано: «И боролся (в оригинале — «ваеавэк») некто с ним, до восхода зари» (Берешит, гл. 32, ст. 25).
В Талмуде (трактат Хуллин, лист 91) Учителя анализируют слово «ваеавэк». Отмечая, что в нем содержится намек на «авак» — пыль, которая стояла столбом во время поединка, а в духовных мирах доходила до Престола Славы Всевышнего.
В другом месте в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 63) говорится, что иногда в речи буква хет проглатывается и заменяется алефом, поэтому, например, слово «авика» (пыль на арамейском языке) может использоваться и в значении «хавика» (объятия).
Поэтому, возможно, ваеавэк может иметь и значение вайехабек (и обнял), что указывает на стремление к сближению.
Это предположение подкрепляется тем фактом, что Эсав действительно обнял Яакова. Мы об этом читаем дальше — «И побежал Эсав ему навстречу и обнял его» (Берешит, гл. 33, ст. 4).
Бывает, что смертельный враг набрасывается на человека, но ему не удается застать его врасплох. И тогда, получив хороший отпор, он идет на хитрость и, прикинувшись близким другом, говорит о братской любви, чтобы, усыпив бдительность, по-братски, с любовью вонзить в спину нож.
На протяжении всей истории, из поколения в поколение, потомки Эсава, то — как махровые антисемиты, то — в обличье друзей и братьев, вступают в непримиримую борьбу с сынами Израиля. Поэтому Яаков взывает к Всевышнему не только ради себя, но и ради своих потомков, ищет спасение и от Эсава и от брата.
Борьба между народами мира и сынами Израиля продолжится «до восхода зари» — до наступления геулы (окончательного освобождения). Тогда все враги Израиля будут повержены. Как сказано: «Тогда прорвется, как заря, Свет твой, и исцеление Твое скоро явится» (Танах, книга пророка Йeшаягу, гл. 58, ст.
.
на основе комментария рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера
(глава знаменитой йешивы города Пресбурга; известен и как Ктав Софер — по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)
автор текста (с)Мордехай Вейц
Нет комментариев