СЕМИРУБЛЕВОЕ, ОНО ЖЕ БАХТЕМИР
С каждым годом первоначальное и современное название села Бахтемир все больше обрастает легендами. Ученым еще предстоит поработать над происхождением названий села, как и его основанием. Со слов коренного бахтемирца Гурия Александровича Шрамкова (ныне покойного), это попытался сделать Шамиль Курбангалиевич Сиражетдинов.
* * *
В конце мая 2001 года, возвращаясь из райцентра, я оказался попутчиком жителя села Бахтемир Шрамкова Гурия Александровича. Разговор с давним знакомым коснулся истории села.
Как краевед, я не мог пройти мимо ценнейших сведений, которые хранил в своей памяти Гурий Александрович. Супругов Шрамковых уже нет в живых, но материал, записанный со слов Гурия Александровича и Анны Александровны, сохранился.
"Мой прадед Василий Харитонович Шрамченко, - так начал свой рассказ Гурий Александрович, - бежал от крепостной неволи из Херсонской губернии в конце 18 века. Обосновался на нынешней территории села Бахтемир. Беженцев приютила ватага, тоже состоявшая из беглых. Ловили крючковыми снастями красную рыбу на ерике Воложка.
Над ватажными не было никакой официальной власти. Да и невозможно их было найти в бескрайних зарослях камыша. С тех пор и живут потомки беглого крестьянина Василия Шрамченко на этой земле.
Потомки прадеда со временем обрусели, как и фамилия. Нас стали называть проще – Шрамковы. В места, богатые рыбой, шли и ехали переселенцы из Вятки, Пензы, Самары, привносившие новые слова, говоры, традиции. Вятичи уже в годы Советской власти выделялись своим окающим говором. Наиболее ранними переселенцами были Дрягины, Хорунжевы, Бухтояровы, Чадновы. Род Французовых ведет свое начало от пленного французского солдата наполеоновской армии, оставшегося жить в России. Бугры, протоки получали новые названия: Литва, Шихан, Черный, Корсак, Камышовый, три Клещеевских ерика… С бугра Шихан в ясную погоду можно было увидеть Астраханский кремль".
Любому жителю интересна история названия села. Наиболее предпочтительной является та, которую поведал Гурий Александрович.
"Из поколения в поколение передается рассказ о посещении Петром Первым рыбацкого стана на Воложке во время Персидского похода в 1722 году. Рыбаки почтительно встретили государя. Один из ловцов, сняв крупного осетра с кукана, преподнес его царю. Петр вытащил из кармана семь золотых и подарил со словами: "Бери на память от Российского императора!" С той поры рыбацкий стан стали называть Семирублевым, а позже дал название селу, возникшему южнее стана".
Существуют еще четыре варианта названия села. Вот что записано со слов Курбаньязова 1890 года рождения: "Когда я приехал в село, здесь было семь дворов. Однажды по Волге проезжал губернатор, остановился у поселения, спросил, где мол, мужики. Ему ответили, что ловят рыбу. Губернатор и посоветовал назвать поселение Семирублевым.
По словам Е.В.Востриковой 1894 года рождения, село купил за семь рублей какой-то купец. Еще один житель, не назвавший свою фамилию, поведал, что в конце 18 начале 19 века в село приехал туркмен по имени Бах. Был у него сын Темир. В честь первой туркменской семьи и село стали называть Бахтемир.
Думаю, что название села Бахтемир все-таки произошло от татарского имени собственного Бахтемир. Со временем специалисты подтвердят единственную версию названия села. В любом случае, последний раз билеты на пароход из Астрахани в Семирублевое продавались в 1953 году. Уже на следующий год село стало называться Бахтемиром.
Но вернемся к воспоминаниям Гурия Александровича Шрамкова: "Со временем протока Воложка обмелела, русло занесло наносами. Но в мое детство здесь стояли красноловные реюшки. Они были длиной 20 метров при восьмиметровой ширине. На том месте, где Воложка отходит от Бахтемира, позже построился Кизин Борис Алексеевич.
Практически все население Семирублевого было ловецким. Семья среднего достатка могла иметь двух лошадей, двух коров, реюшку, до ста концов сетей. Каждый конец имел 12 метров длины. Рыбаков в те годы называли ловцами, рыбаками звали только скупщиков рыбы.
Дома располагались на буграх, огородов не было. Продукты земледелия привозили жители Башмаковки. Зимой косили для топки камыш, возили на лошадях в Астрахань рыбу, оттуда – продовольствие для ловцов. Были в селе и свои лавки. Ими владели Орловы, Коломийцины".
Над селом никогда не было помещичьей власти Первые помещичьи владения появились только в 60-х годах 18 века, когда правительство разрешило московской межевой канцелярии продавать эти земли дворянам. В первую очередь этим воспользовались дворяне, находившиеся в Астрахани по долгу службы. Отмечен случай, когда крестьян записывали в свои вотчины, "…предварительно перепоров все население". В частности, только после такой экзекуции крестьяне сел Тумак, Хмелевка, Никольское признали над собой власть губернатора Бекетова. Помещики Зубовы по рукаву Бахтемира завладели 19316 десятинами земли".
По свидетельству Гурия Александровича, селом руководил выборный староста. В разное время эта обязанность была возложена на Тименкова Ивана Филипповича, Набокова Ивана. Сегодня Набоковы носят фамилию Однобоковых.
Были несколько хозяйств, которые рыбой не занимались. Это Русановы, Поповы, Коталевские, Перовы. Они держали скот, сажали бахчи.
В 30-е годы прошлого столетия село делилось на четыре конца. Самая северная часть располагалась на Черном бугре и называлась Антиповка. В советское время там был построен тепличный комплекс. Южнее располагался бугор Амур (17 дворов). Затем до бугра Лбище было пустое пространство, заливаемое в полую воду. Название Лбище, вероятно, связано с крутым подъемом, высоким местом. От бугра Лбище (150 дворов) до Кладбищенского бугра снова пустое пространство. Кладбище поначалу находилось ближе к берегу.
Южнее вниз по реке находилась Васильевка. Иногда молодежь устраивала на этом месте кулачные бои.
Река Бахтемир до конца 19 века еще не служила основным судоходным руслом. По словам Чаднова Петра Александровича, умершего в 60-х годах прошлого века в возрасте 93 лет, в пору его детства крепкие парни перекидывали камень через речку.
Известие о приходе большевиков к власти было воспринято по-разному. Зажиточные выступали за восстановление прежних порядков, беднота – против. В марте 1918 года кулаки арестовали шестерых сельских коммунистов и заперли в скобяном магазине на берегу. В числе арестованных были Сафронов Алексей, Сыщиков. Пробыли они под арестом 10 дней, пока их не освободили прибывшие из Астрахани матросы.
Новая власть поощряла коллективные формы ведения хозяйства. В 1927 году первый колхоз в селе насчитывал 16 человек: Матвеевы Федор, Павел, Петр, Иван, Хомяковы Гаврила и Константин, Москов Константин, Киселев Иван, Егоровы Петр, Алексей Иван, Василий, еще Егоров Иван, Савин Степан, Куляпин Константин, Чередников Михаил. Председателем "карликового" хозяйства был замечательный работник, умелец на все руки Матвеев Петр. Таких мини-колхозов было создано пять. Три промышляли на реке, два на море. В 1930 году карликовые коллективы были объединены в одно хозяйство – колхоз "Большевик". Первым председателем утвержден двадцатипятитысячник Фоминых, нижегородец".
В Семирублевом в конце 19 века на средства рыбопромышленников была построена прекрасная церковь. В благодарность, по решению высшего духовенства, лики "спонсоров" были нарисованы на иконах, что вызвало недовольство части населения.
Летом 1936 года при председателе колхоза Лагереве церковь была сломана. Материалы пошли на строительство зданий райисполкома в Икряном и сельского Дома культуры в Семирублевом".
От автора. На этом мои записи прерываются. Буду признателен бахтемирцам за дополнительную информацию об истории села.
Ш. СИРАЖЕТДИНОВ,
с.Новые Булгары.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 27