Особняк невольно привлекает внимание всех, кто здесь оказался. Прежде всего дом удивляет сложностью декора, присущего неорусскому стилю. Это собственный доходный дом архитектора П. Басина, построенный в 1878-1879 годах.
Дом-терем, дом-пряник, созданный известным русским архитектором, академиком Николаем Петровичем БАСИНЫМ, прочно обосновался на своём месте привлекая к себе внимание каждого человека, проходящего мимо. Буквально каждого и это не аллегория.
Дому Басина немало досталось от критиков всех мастей. Его творение называли и «русским китчем», и «кондитерским пирогом» и «дом с петухами», нарушившим и испортившим площадь. К слову, споры по поводу данного здания до сих пор не утихают, и он является общепризнанным хрестоматийным примером игнорирования городского ансамбля.
Действительно, этот дом столь ярок и живописен, что он даже заставляет забыть об окружающем ансамбле. Он настолько привлекает к себе внимание и необычным розоватым цветом, и удивительной сложностью декора, и многочисленными деталями, украшающими два его фасада, выходящих на площадь Островского и переулок Крылова.
Его стены кажутся объёмными благодаря эркерам, пилястрам, столбикам-кубышкам, лепной отделке. Ещё больший объём зданию придаёт увенчанный башенками угловой эркер. Здесь можно увидеть наличники, сандрики, кокошники, венчающие карнизы, лепные узоры, напоминающие «деревянное кружево» русских мастеров или традиционную вышивку на скатертях в барском деревенском доме.
Особым же украшением фасада дома являются рельефные петухи, словно слетевшие с русских полотенец или стен русских теремов. Они стали ярким элементом национального стиля в архитектуре, который, за обилие мелких деталей, современники и прозвали «петушиным».
Правду сказать были не только критики у «Дома с петухами», но и его покровители, да такие… , благодаря которым дому Басина, кроме слов, ничего не угрожало.
Бытует легенда, что проживающий рядом со строящимся зданием, в Аничковом дворце, цесаревич Александр Александрович, будущий император АЛЕКСАНДР III, ежедневно глядя на дом Басина, настолько пропитался «русскостью», что первым из Романовых «по-народному» отпустил бороду, демонстрируя приверженность национальным традициям. Он же вскоре переоденет русскую армию в сапоги и широкие шаровары, чему солдаты будут несказанно благодарны, избавившись наконец от коротеньких курточек и тесных штанишек со «штиблетами».
Николай Петрович БАСИН оставил по себе в Санкт-Петербурге значительное архитектурное наследие: десятки доходных домов, здания гостиницы «Россия», типографии Вольфа, много других строений. Далеко не все из них ушли в небытие, поэтому для интересующихся есть возможность посмотреть, потрогать, изучить, сравнить. А то и поселиться в доме, историческая ценность которого охраняется государством.
После революции жильцы Дома Басина неоднократно сменялись. Теперь здесь в основном живут представители творческой интеллигенции: работники театра, режиссёры и артисты.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Рядом с домом установлен памятник петербургскому дворнику — скульптура, олицетворяющая русского мужика с окладистой бородой и в шароварах.
Нет комментариев