Квартирный вопрос москвичей волновал и самого Булгакова. После переезда в Москву он всё пытался его решить: работать приходилось в ужасных условиях. Первый московский адрес писателя известен всем. Это квартира №50 в доме №10 на Большой Садовой улице — та самая «нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты».
Писатель с женой Татьяной Лаппой занимал одну комнату из десяти: в остальных жили 16 соседей, не отличавшихся примерным поведением. Кто-то напивался и кричал, кто-то громко выяснял отношения, а кто-то умудрялся держать здесь петуха и поросёнка. Под эту какофонию приходилось работать. Зато сколько персонажей обретали произведения Булгакова! Их даже выдумывать не надо было.
«На той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У неё был сын, и она всё время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!». Ей лет шестьдесят было. Скандальная такая баба. Чем занималась – не знаю. Полы ходила мыть, её нанимали...» — описывала Татьяна Лаппа соседку, ставшую прототипом Аннушки в известном романе.
В письме матери Михаил Афанасьевич признавался: «Самый ужасный вопрос в Москве — квартирный». Впоследствии этот вопрос найдёт отражение во многих произведениях. У Булгакова была идея фикс: обеспечить себя квартирой, одеждой, пищей и книгами. Книги всегда занимали важное место в жизни. Неспроста Мастер после выигрыша в лотерею сначала покупает книги и только потом снимает две комнаты в подвальчике.
И если с остальными пунктами можно было справиться, хоть и с трудом, то с квартирой пришлось несладко. После Большой Садовой и нескольких временных адресов постоянным пристанищем писателя стала трёхкомнатная квартира №6 в доме №35 на Большой Пироговской улице. Там он сначала жил со второй женой — Любовью Белозерской, потом с третьей — Еленой Шиловской. Любовь Белозерская так описывала условия:
«Моя комната узкая и небольшая: кровать, рядом с ней маленький столик, в углу туалет, перед ним стул. Это всё. Мы верны себе: Макин кабинет синий. Столовая жёлтая. Моя комната — белая. Кухня маленькая. Ванная побольше. С нами переехала тахта, письменный стол — верный спутник М. А., за которым написаны почти все его произведения, и несколько стульев».
Кстати, синие стены кабинета — «фишечка» Булгакова. В одной из комнат его жилища стены непременно были синего цвета: в такой обстановке писателю было легче погружаться с головой в творчество. Представить, как это выглядело, можно и сейчас, посетив музей на Большой Садовой. Там собраны вещи и предметы, сопровождавшие писателя в течение жизни. Воссозданы быт и обстановка комнат, в том числе легендарного кабинета с секретером, за которым Михаил Афанасьевич писал свой «закатный» роман.
«Для М. А. квартира — магическое слово. Ничему на свете не завидует — квартире хорошей! Это какой-то пунктик у него» — вспоминала Елена, третья жена писателя. Да и было отчего завидовать — с квартирами Булгакову по-прежнему не везло.
С Еленой Шиловской и пасынком писатель поселился в трёхкомнатной квартире в Нащокинском переулке. Случилось это в феврале 1934 года, и первая радость от переезда быстро сменилась разочарованием.
В марте он делился эмоциями с Викентием Вересаевым:
«Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и и снизу, и сзади, и спереди, и сбоку. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течёт на пол из бака, и, наверное, будут ещё какие-нибудь неполадки, но всё же я счастлив».
Здесь был организован писательский кооператив: двухэтажный дом дополнили надстройкой — добавили два подъезда сбоку и три этажа сверху. В стенах этого дома жили Мандельштам, Ильф, Петров и другие литераторы. Но квартиры всё равно были далеки от идеала...
В октябре 1935 года Булгаков жаловался ответственному секретарю Союза советских писателей:
«Проживая в настоящее время... в надстроенном доме Советского писателя, известном на всю Москву дурным качеством своей стройки и, в частности, чудовищной слышимостью из этажа в этаж, в квартире из трёх комнат, я не имею возможности работать нормально, так как у меня нет отдельной комнаты».
До наших дней дом не дожил: его снесли в 1970-х. В квартире в Нащокинском переулке Михаил Афанасьевич провел последние 6 лет жизни. У него наконец-то появилось своё жилье, которое он обустраивал по своему вкусу. Мебель красного дерева, коридор с книжными полками, рояль в гостиной и, конечно же, старинный секретер.
За ним писатель создавал «Мастера и Маргариту», мысленно возвращаясь к жизни в «нехорошей квартире» и мучающему всех москвичей «квартирному вопросу». Вопросу, решить который в полной мере Булгакову так и не удалось.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
15 сентября 2024 года исполнился 101 год со дня рождения Михаила Танича. Возможно, это имя не каждому известно, но многие точно знакомы песнями «Черный кот», «Я уеду в Комарово», «Идет солдат по городу», «На дальней станции сойду», «Погода в доме». Автором всех этих произведений был именно Михаил Танич. В своё время он основал группу «Лесоповал» и выпустил более двух десятков поэтических сборников. Он прожил долгую, но очень нелёгкую жизнь: однажды его чуть не похоронили в братской могиле, а позже он был приговорен к шести годам заключения.
Во времена СССР часто случалось, что спустя какое-то время после съемок, полюбившиеся актеры просто пропадали с экранов, и их дальнейшая судьба оставалась неизвестна. Давайте же узнаем, как сегодня выглядят актрисы, сыгравшие в советских фильмах ещё в юном возрасте, и как сложилась их дальнейшая судьба.
Нет комментариев