После очередного — и на этот раз окончательного — отказа направить его на фронт музыкант начал писать вокально-симфоническое произведение — ему казалось, что так он сможет лучше отразить военную тематику.
Однако скоро он сделал выбор в пользу лишь симфонической музыки, так как она значительно сильнее передавала его мысли.
Я не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну.Дмитрий Шостакович
Работа настолько захватила музыканта, что он таскал ноты даже на пожарные дежурства, чтобы не терять времени и работать над композицией каждую свободную минуту. Довольно скоро стало понятно, что новое сочинение — масштабный четырехчастный цикл с увеличенным составом оркестра.
Однажды он встретил Михаила Зощенко, которого, как и композитора, «забраковали» для фронта, даром что был кадровым офицером. Теперь вместе с сыном он тоже дежурил в противопожарной обороне.
Шостакович рассказал о работе над новой симфонией, а чуть позже по радио — и всем ленинградцам.
Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту. Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что сейчас нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать.Дмитрий Шостакович
Осенью фашисты начали все сильнее бомбить город, 8 сентября 1941 года его взяли в кольцо. Началась блокада.
Шостакович тем временем приступил к третьей части симфонии. Он работал в бешеном темпе, он сам признавался, что никогда еще не сочинял так быстро.
Композитора уговорили эвакуироваться, и 1 октября вместе с семьей вывезли из Ленинграда. После недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, нынешнюю Самару.
Нет комментариев