Любовь! Сколько прекрасных чувств, слов, различных произведений, дел и подвигов было вдохновлено ею! И пока будет существовать жизнь на земле, всё самое значимое, что когда либо произойдет, всегда будет продиктовано любовью. Самое великое событие во всей прошлой, настоящей и будущей истории человечества, случившееся две тысячи лет тому назад, произошло под знаменем любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
Все заповеди и законы Божьи, – которые от сотворения мира написаны в сердцах всех людей и позже были даны Богом в устном и письменном откровении, – фокусируются в двух лаконичных заповедях: первая – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим» и вторая – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Луки 10:27).
Любовь настолько важна как самая главная и первичная мотивация для всех наших поступков, что апостол Павел пишет такие категоричные слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или барабан звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имущество своё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1-е Коринфянам 13:1-3).
Но, желая любить Бога, немало людей забывают или пренебрегают второй частью дарованной нам заповеди: «возлюби ближнего твоего». Христос очень чётко сформулировал это требование в пророческой истории об ожидающем человечество последнем суде перед Великим Белым Престолом: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне… Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне» (Матфея 25:40,45). Другими словами: помог ближнему, защитил, поддержал, ободрил – все сделал не ближнему, а Иисусу Христу. Не сделал ближнему: не помог, не поддержал, не защитил, не нашел времени, отвернулся – не с ближним поступил так, а с Самим Иисусом Христом.
Апостол Иоанна, которого по праву называют апостолом любви, формулирует как бы проверочный тест на качество имеющейся у нас любви к Богу: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1-е Иоанна 4:20-21). Два маленьких аргумента в пользу этого: ведь всех людей Господь сотворил точно также, как и нас, и ради спасения всех людей Иисус Христос страдал и умирал на кресте. Какое же право мы имеем не любить того, кого Бог сотворил по образу и подобию Своему и за кого пролил Свою святую кровь??!
В качестве любви мы призваны возрастать как и во всяком другом духовном качестве и вообще в нашем общем духовном возрасте. Страх и чувство долга перед Богом – это первичный фундамент для построения личных отношений с Богом. «Начало мудрости – страх Господень» – пишет Соломон (Притчи 1:7). Без начала не может быть последующего процесса, как без фундамента не может быть построено здание. Но если бы мы хоть немножко поднялись над первичным состоянием, то нам бы начала открываться любовь во всей ее несравненной красоте. Чем больше познаем Бога, тем меньше боимся Его, а всё больше любим.
Любовь – это не столько чувство, сколько образ жизни и поведения, а также характеристика мотивации наших дел и поступков. В Гефсиманском саду мы видим Любовь в молитвенном борении до кровавого пота, оставленную наедине и без поддержки спящими учениками, преданную одним из самых близких людей. На Голгофе мы видим любовь униженной, распятой, страдающей, терзаемой, умирающей. Три с половиной года служения мы видим Любовь полностью отдающей Себя для счастья других и не ожидающей ничего взаимно от тех, кому служит. Кто сказал, что любовь – это одно удовольствие, наслаждение, приятность, радость??!
Любить – это отдавать, а не получать; жертвенность, а не выгода; служение, а не господство; утешать, а не быть утешенным; уступать, а не добиваться; дарить, а не получать подарки; прощать и тех, кто пока не созрел, чтобы просить прощение; относиться к другим, как к высшим и более достойным, а не считать себя выше, умнее, правильнее, лучше других; быть кротким, а не амбициозным; смиряться, а не гордиться; и так далее, и другое этому подобное. Любовь – это совокупность всякого духовного совершенства (Колоссянам 3:14).
Любовь покрывает недостатки, ошибки и прегрешения ближнего. Писание утверждает: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1-е Петра 4:8). Наверное, самый яркий библейский пример – это сыновья Ноя Сим и Иафет, которые не захотели смотреть на наготу и безобразное состояние своего пьяного отца, но, в отличие от своего брата Хама, подошли к нему задом и покрыли его одеждой. Любовь не рассматривает, не обсуждает, не рассказывает другим о падениях, прегрешениях, слабостях и заблуждениях своих ближних, покрывая их снова и снова. «Любовь покрывает все грехи» (Притчи 10:12).
Любовь принимает ближнего, начиная от самых близких, такими, какими они есть, без обязательных требований к их изменениям. Именно благодаря такой позиции Господа Бога по отношению к нам, людям, такое огромное число верующих приобрели спасение в Иисусе Христе. А далее, получившим прощение, искупление, спасение и усыновление, заповедано: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Римлянам 15:7). Ни больше (куда уже больше!), ни меньше: как Христос! Ведь Он принял нас такими, как мы есть, и мы остаемся принятыми Им несмотря на все наше несовершенство, недостаток духовного роста и развития, очень малое разумение и исполнение данного нам предназначения и многое другое, – вечная благодарность Ему за такое милостивое отношение к нам, недостойным!
Любовь вмещает других вместе с их особенностями, в том числе теми, которые касаются познания Господа и Его путей, форм служения, разумения Священного Писания и прочего. Для истинной любви нет такого критерия: принимаю только тех, кто полностью разделяет мои понятия и образ жизни. Такой подход свидетельствует или же о младенческо-детском духовном возрасте, или об узком и очень избирательном подходе в отношении к другим.
Апостол Павел как-то писал: «Между вами есть споры; я имею ввиду то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос???» (1-е Коринфянам 1:11-13). «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-е Коринфянам 9:20-22). «Уста наши открыты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы» (2-е Коринфянам 6:11-13).
Конечно, нельзя вмещать то, что Господь не вмещает, и расширять свое сердце туда, куда Дух Святой не идет и чего Он не принимает. Но каждому верующему всегда есть куда возрастать во всяком уподоблении Спасителю Христу и Отцу Небесному.
Давайте же будем познавать, что такое истинная любовь Божия и будем жить в Его любви – для своего вечного счастья, которое начинается уже здесь и сейчас!
(Пастор Сергей Тупчик, «Размышления».) (18+)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 33
Любовь есть Бог. И все.
Отнюдь, она посещает не всех. У одних она приходит уже в преклонные года, у других смолоду. Здесь столько тонкостей и нюансов. Ну и если сам ты не способен на такое чувство, то извините.
Как крылья у птенцов произрастают
И умираем также от любви,
Когда её для жизни не хватает.
Закон любви, на всем твоя печать,
На птицах, на цветах и на Вселенной.
Мы можем жить, мы можем умирать,
Но ты, Любовь, одна нетленна!