Мы хотим обратить внимание, что совершенствование в техниках НЛП - безусловно, важная, но это - лишь начальная составляющая обучения НЛП - обучение применению готовых моделей НЛП.
Так, например, инженер при составлении проекта моста должен уметь не только применять готовые шаблоны, но и владеть законами физики. Считается, что он применяет законы физики, чтобы решить, каким конкретным образом должен быть построен мост. Иначе спроектированный им мост в лучшем случае будет лишь попыткой копирования (плагиатом или компиляцией) уже существующих проектов. Говоря языком НЛП, физика - изучение основных паттернов физических явлений - может применяться в самых различных контекстах, от строительства мостов до проектирования ракет.
Исправить данную ситуацию, по нашему мнению, может изменение акцентов в современном обучении НЛП в сторону формирования у участников НЛП-курсов компетентностей не только осваивать уже готовые техники, но готовностью кодировать новые модели совершенства в различных контекстах человеческой активности.
НЛП как наука. Со стороны представителей отечественной науки существует множество обвинений НЛП в "ненаучном подходе".
Как известно, критерием истины в науке является практика - эмпирические исследования, где есть четкие критерии (в НЛП мы называем их ВАК-очевидными критериями), которые позволяют определить эффективность и результативность достижения поставленных целей.
Не знаем, насколько нелишним тут будет напомнить, что НЛП прочно основывается на психофизиологических экспериментах нобелевского лауреата академика Павлова, лингвистических теориях Ноама Хомского, кибернетических концепциях Джорджа Миллера и Карла Прибрама, философских идеях Альфреда Кобжибского и антропологических открытиях Грэгори Бейтсона, ну и, конечно же, на современных течениях гуманистической психологии Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Фрэнка Фарелли, Фрица Перлса, Вирджинии Сетир и Милтона Эриксона.
Однако это хоть и важно, но, наверное, не главное. Нам кажется гораздо более важным и интересным то, что НЛП сегодня - это не только сотни диссертаций, которые основываются на многочисленных исследованиях в разных областях человеческого знания и сферах жизнедеятельности. Это в первую очередь простая истина, которую раньше или позже открывает для себя каждый, кто серьезно занимается НЛП - "НЛП работает!"
В то же время можем согласиться, что применение НЛП требует определенной квалификации и уровня владения навыками, который не все называющие себя специалистами в НЛП в состоянии демонстрировать (особенно на постсоветском пространстве). Наверное, это - издержки популярности НЛП, желания многих людей научиться методикам и приемам НЛП, которое не всегда может быть обеспечено даже квалифицированными НЛП-тренерами.
Однако же никто не оспаривает научности филологии или лингвистики на основании того, что не все люди, которые обучались в средней школе грамматике, пишут в последствии грамотно! :)
НЛП как искусство. В НЛП, как и в искусстве, мы ценим, прежде всего, искусность воплощения идеи.
Критерием истины в искусстве является вера. Если мы можем вдохновить человека на то, чтобы он поверил возможность происходящего, зажегся предложенной ему идеей, значит, мы правы. И соответственно наоборот - как любил говорить на репетициях своим актерам в случае некачественной актерской игры великий режиссер К.С.Станиславский: "Не верю!"
По нашему мнению, НЛП позволяет трансформировать реальность, в которой живет человеческое существо, целенаправленно превращая её, как говорит известный НЛП-тренер Дэвид Гордон, в "мир, к которому человеку хотелось бы принадлежать".
Какие же идеи презентует собой НЛП, во что предлагает поверить?
Нам бы не хотелось здесь останавливаться на системе базовых пресуппозиций (предпосылок, аксиом) НЛП - они известны каждому, кто был на курсах "НЛП-Практик" или даже просто прочел несколько книг об НЛП.
Безусловно, без принятия этих пресуппозиций применение НЛП невозможно (точнее это просто перестает быть НЛП). Как абсолютно справедливо заметил на своем "Тренинге для тренеров НЛП" один из разработчиков НЛП Франклин Роберт Пьюселик: "Все техники и модели НЛП есть частными проявлениями базовых пресуппозиций НЛП в тех или иных контекстах".
Однако в современном НЛП нам также кажутся важными несколько следующих идей:
Жизнь НЛП - это люди, которые его практикуют в профессиональной деятельности и личной жизни. Знать об НЛП и быть НЛПером - разные вещи. Так, например, можно знать о пользе физической активности (как мы все, наверное, знаем) и можно заниматься собственным физическим развитием - согласитесь, это разное. А еще НЛП - как иностранный язык, без постоянной практики забывается. Поэтому НЛПер - это как бы носитель языка (языка НЛП), поэтому он должен постоянно практиковать применение НЛП.
Развитие НЛП - новый уровень владения навыками у тех, кто практикует НЛП. На курсах НЛП (НЛП-практик, НЛП-мастер) участники получают базовую подготовку и навыки владения методиками, техниками и моделями НЛП. Однако смешно полагать, что человек, обучившийся грамоте, может считаться поэтом или писателем, а тот, кого обучили читать ноты - композитором. Мы, вслед за Джоном Гриндером, призываем НЛП-специалистов становиться "adept of change" - быть приверженными саморазвитию и самосовершенствованию в навыках владения НЛП.
Величие НЛП - в новых моделях совершенствования человеческих существ. Как и в любом искусстве, в НЛП нас привлекают новые талантливые творения и идеи. Ведь чем бы была живопись без новых полотен, архитектура без новых идей градостроения, а кинематограф без новых кинокартин?! Поэтому главная задача каждого НЛПера стремиться стать "модельером" (термин Джона Гриндера) - человеком, который искусно развивает и пополняет НЛП новыми моделями и идеями.
http:// http://www.b17.ru/osipa/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев