(Фрагмент проповеди о.Олега Моленко от 22.09.2024 Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о виноградаре.)
Вот теперь к Евангелию. Притча о виноградаре, хозяине виноградника. Здесь он назван “человек некий” <Мф.21:33>, не “царь там”, “никто”, а “человек некий”. Ну понятно, это же не царское дело виноградники соблюдать, поэтому назван “человек некий”.
Это хорошо нам известная, много раз читанная притча, так сказать, и понятно, что исторически это обличение иудеев Израильских, которые отвергли Христа, убивали пророков, потом и Сына Божия убили. И это читается сразу, это объясняется, ничего тут нового нет, мы всё это прекрасно знаем, поэтому в эту сторону мы не смотрим сейчас, не идем, потому что это уже хорошо закреплено.
Что-то новенькое увидеть, полезное… Что же мы там видим?
Так вот человек этот действует как бы в таком в естественно нормальном направлении. То есть у него есть виноградник. Виноградник - это часть мироздания, природная часть мироздания, потому что он растет по природным условиям: солнышко светит, вот именно этот вид - прорастает лоза там, тут есть часть природная, вот это сотворение Богом, а есть часть окультуренная, то есть виноградник - лоза становится как культурой, сельскохозяйственной культурой, которую нужно обрабатывать. Обрабатывать, следить там, отламывать сухие веточки там, поливать, потом собирать и делать вино, потом продавать и этим жить, как говорится. И понятно, что там много работы вот такой технической, физической. И поэтому хозяин нанимает работников в виноградник по договору - это наемные работники. То есть мы видим, что наемные работники вот с тех древних времен по сегодняшний день еще существуют: все работают за зарплату по договору. Куда не пойди - в любую организацию, компанию, фирму, фабрику, завод, пароход, - ты договариваешься, что ты делаешь вот это, тебе за это платят там два раза в месяц или как-то иначе, платят тебе по договору в час или в месяц. Какой договор.
Вот так и есть, был договор. Мы помним, в другом Евангелии <хозяин виноградника> делателям платил по динарию, причем независимо сколько они там проработали <Мф.20:13-14>, а здесь другая <ситуация>: приходит какое-то количество работников, понятно, что не один, это видно по дальнейшим действиям. То есть эти люди пришли в чужой виноградник по договору, они могли заработать денег, и они согласились на это, их это устраивало. Но, пребывая в винограднике и не видя, так сказать, никаких действий хозяина, занимаясь своими делами… Что там хозяину делать, когда он приходит тогда, когда надо урожай собирать, тогда он просто интересуется. И то не сам, послал рабов - слуг своих. Им, <работникам>, понравился виноградник и они говорят: “А что это мы должны за деньги, за плату? А возьмем это мы себе всё заберем: и виноградник, и виноград, и вино - всё будет наше. А того пошлем подальше”. Хозяин прислал слуг, и их убили.
Вот в этой притче поражает количество убийств. И Господь так спокойно, сидя с Апостолами, братьями Своими, и рассказывает им: “Этих - замочили, убили, пришли ещё - и тех замочили, убили, потом сына послал, да и того убили” <Мф.21,35-39>. Всё решалось, как в криминальном мире - через убийство. Но они не думали, что будет потом же проблема: хозяин придет уже с вооруженными людьми, и Господь даже не говорит, Он спрашивает: “Как вы думаете, что он сделает с ними?” <Мф.21,40> Зло их погубит, злых зло погубит. <Мф.21,41>
И тогда мы видим, что прорисовывается как раз вот тот самый мир, которому должны распяться. Как бы просто рисунок рисует, Он рисует этой притчей, что несмотря на то, что есть Божественная часть: виноградник, солнышко, всё такое, плоды там, вино, всё, люди не могут между собой договориться. Они не соблюдают условия договоров своих, они меняют свое мнение, своё решение, и, подуськиваемые бесами, возмущаются на всякое: восстание, революцию, бунт, отнятие, грабеж, ну и так далее, и так далее, и так далее, и живут этим - убийствами. И все свои вопросы пытаются решить умерщвлением, убийством, смертоубийством других людей, которые могут мешать, препятствовать им в их грабеже, по сути они хотели, собственно, грабежом взять, присвоить себе этот виноградник.
Поэтому, с одной стороны, Господь показывает нам, что это всё ненадежно: если у тебя есть виноградник или что-то ещё, не думай, что вот так спокойно у тебя все пойдет сладко-гладко, и ты так доживешь, и будет хорошо. Ничего подобного. В любой момент придут те же работники, которых ты нанял себе честно по договору, будешь платить им, они тебя же могут кинуть, обмануть, отнять, подставить и так далее, и так далее. Ну множество таких вариантов в книгах, в фильмах всё это показывают постоянно, только этим и занимаются, и снимают по этим результатам, вся культура на этом построена. Это драмы, трагедии и всё на этом построено.
Поэтому особо не надейтесь, не цепляйтесь - это всё безполезно, если брать этот земной вариант: виноградник, реальный какой-то там хозяин, если не брать, что Хозяин - Бог. И вот эта естественная, натуральная часть мироздания, она, так сказать, как бы испорчена нашествием падших духов и падших людей. Потому что они приходят и где можно честно, спокойно жить, не дают ни себе, ни другим. Не дают и не дадут.
Поэтому, вы посмотрите: убийства, убийства, убийства - это в одной притче три раза подряд - убивают одних слуг, посылает вторых - убивают вторых слуг… убивают сына. А он еще думал, что “пострамятся сына” <Мф.21,37-39>, надеялся, а на самом деле убили.
То есть прорисовывается ужас и жуть нашего земного бытия, которое построено на смерти. Причем не просто на смерти, как данности текущей, а преждевременной смерти, которою вот как Каин Авеля убивает - убивает, умерщвляет до того, что человек даже до старости не доживет: убивают детей, младенцев, отроков, молодых, юношей и девушек, пожилых - всех. Все категории убиваются. Особенно на так называемых войнах. Там вообще ни снаряд, ни бомба не разбирается кто перед ней: кто попал, тот и попал. Вот.
То есть сама жизнь, если это жизнью можно назвать, построена на смертоубийстве и Господь хочет вызвать вот таким концентрированным упоминанием об этом убийстве отвращение. Отвращение не только к этим неизвестным, неназванным лицам... Сколько их? Не сказано. Кто они? Откуда они? Вообще ничего не говорится. Вот они, какие-то там работники. То есть даже не важно знать кто они - что они, это нам ничего не даст, только запутает. Потому что, когда ты не понимаешь, вот просто какие-то пришли, убили - одно дело, а когда: “Ой, дядя Ваня убил дядю Жору” - уже начинаешь разбираться: “Ой, этого жалко, а этого нет. Этого оправдаю, а тот сам на ногу наступил”, и всё, запутаемся. Всегда будут какие-то там манипуляции и прочее.
Поэтому Господь специально не рисует это, не делает этого, что делает литература, они уже рисуют конкретных людей, и уже у нас уже отношения меняются к самому смертоубийству, мы оправдываем. Вот. Смотрим триллер какой-то, приходит человек и мстит за дочку, и всех там перекосил 40 человек - 50 человек, вот он - герой, и мы сочувствуем этому герою. Да?
А когда нет, просто сказать: “Некий человек пришел в город и перебил 50 человек”, ну мы никак не будем сочувствовать, не понимая с чем это связано. Поэтому Господь не хочет нас конкретикой какой-то обманывать, Он говорит: “Вот сам факт. Было так, так, так и всё”. И вызывает жуткое отвращение от убийства, смертоубийства, что нормальную жизнь можно вообще вот так вот искорежить, жутко извратить вот таким подходом: давайте решать все через смертоубийство, убирать тех, кто нам мешает, убивая их.
И это нам рассказывает Жизнь, Тот, Кто сказал: “Я есть Жизнь” <Ин.14:6>, Он есть Жизнь, и Он говорит, рисует, как мы живем, как мы живем без Него, вот такая жуткая картина.
Избави нас, Господи, и от смерти, и от убийств, и от мира сего, во зле лежащего. Аминь.
#духовныебеседы #обоге #олегмоленко #отецолегмоленко #духсвятой #бог #радостьжизни #благодать #вера #живисбогом
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев