В чем смысл Хадиса «Рай окружен тяготами»? ✅
Ответ:
Да, существует такой Хадис. Передаётся от Анаса ибн Малика (радыйа-Ллаhу ‘анhу), что Посланник Аллаhа (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) сказал:
حُفَّتِ الجَنَّةُ بِالمَكَارِهِ، وَحُفَّتِ النَّارُ بِالشَّهَوَاتِ
«Ад окружен соблазнами, а Рай – тяготами». (Муслим, «Джаннат» 1, № 7308, 8/142; ат-Тирмизи, «Сыфат аль-Джаннат» 21, № 2559, 4/693)
Приведём Хадис, который подробно раскрывает этот вопрос. Передаётся от Абу Хурайры (радыйа-Ллаhу ‘анhу), что Посланник Аллаhа (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) сказал:
حَدَّثَنَا أَبُو كُرَيْبٍ قَالَ: حَدَّثَنَا عَبْدَةُ بْنُ سُلَيْمَانَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عَمْرٍو قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو سَلَمَةَ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: لَمَّا خَلَقَ اللَّهُ الجَنَّةَ وَالنَّارَ أَرْسَلَ جِبْرِيلَ إِلَى الجَنَّةِ فَقَالَ: انْظُرْ إِلَيْهَا وَإِلَى مَا أَعْدَدْتُ لِأَهْلِهَا فِيهَا، قَالَ: «فَجَاءَهَا وَنَظَرَ إِلَيْهَا وَإِلَى مَا أَعَدَّ اللَّهُ لِأَهْلِهَا فِيهَا»، قَالَ: فَرَجَعَ إِلَيْهِ، قَالَ: فَوَعِزَّتِكَ لَا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ إِلَّا دَخَلَهَا، فَأَمَرَ بِهَا فَحُفَّتْ بِالمَكَارِهِ، فَقَالَ: ارْجِعْ إِلَيْهَا فَانْظُرْ إِلَى مَا أَعْدَدْتُ لِأَهْلِهَا فِيهَا، قَالَ: فَرَجَعَ إِلَيْهَا فَإِذَا هِيَ قَدْ حُفَّتْ بِالمَكَارِهِ، فَرَجَعَ إِلَيْهِ فَقَالَ: وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خِفْتُ أَنْ لَا يَدْخُلَهَا أَحَدٌ، قَالَ: اذْهَبْ إِلَى النَّارِ فَانْظُرْ إِلَيْهَا وَإِلَى مَا أَعْدَدْتُ لِأَهْلِهَا فِيهَا، فَإِذَا هِيَ يَرْكَبُ بَعْضُهَا بَعْضًا، فَرَجَعَ إِلَيْهِ فَقَالَ: وَعِزَّتِكَ لَا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ فَيَدْخُلَهَا، فَأَمَرَ بِهَا فَحُفَّتْ بِالشَّهَوَاتِ، فَقَالَ: ارْجِعْ إِلَيْهَا، فَرَجَعَ إِلَيْهَا فَقَالَ: وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خَشِيتُ أَنْ لَا يَنْجُوَ مِنْهَا أَحَدٌ إِلَّا دَخَلَهَا
«Сотворив Рай, Аллаh сказал Джабраилю: «Пойди и посмотри на него». Он пошёл и посмотрел на него, а вернувшись, сказал: «Господи! Клянусь могуществом Твоим, войдёт туда каждый, кто услышит о нём!» (То есть всякий будет стремиться войти туда и его не будет заботить ничто иное)
Тогда Аллаh сокрыл Рай за тем, что неприятно и ненавистно (подразумевается необходимость исполнять религиозные обязанности, чему человеческая душа сопротивляется), и снова сказал: «О Джабраиль, пойди и посмотри на него». Он пошёл и посмотрел на него, а вернувшись, сказал: «Господи! Клянусь могуществом Твоим, я боюсь, что теперь туда вообще никто не войдёт!» (Из-за тяжких религиозных обязанностей, сопротивления души и необходимости сдерживать свои страсти)
Сотворив Ад, Аллаh сказал: «О Джабраиль, пойди и посмотри на него». Он пошёл и посмотрел на него, а вернувшись, сказал: «Господи! Клянусь могуществом Твоим, не войдёт туда никто из тех, кто услышит о нём!» (То есть всякий, кто услышит об Аде, так испугается, что постарается сделать всё, чтобы не попасть туда). Тогда Аллаh сокрыл Ад за страстями и снова сказал: «О Джабраиль, пойди и посмотри на него». Он пошёл и посмотрел на него, а вернувшись, сказал: «Господи! Клянусь могуществом Твоим, я боюсь, что теперь не останется того, кто не попадёт туда!» (Причиной тому – склонность души к удовольствиям и леность её в отношении проявлений покорности Аллаhу). (Ат-Тирмизи, «Сыфат аль-Джаннат» 21, № 2560, 4/693)
Итак, Рай окружён поклонением и послушанием, которые ненавистны нафсу. Тот, кто сможет выполнить эти деяния, окажется в Райских садах.
По этому случаю актуальны слова Абу Бакра ат-Туртуши (рахимаhу-Ллаh): «Усердствуй в земной жизни столько, сколько там проживешь, прилагай усилия ради Вечной жизни столько, сколько там пребудешь. Ощущай робость перед Всевышним Аллаhом настолько, насколько Он близок тебе. Повинуйся Всевышнему Аллаhу настолько, насколько ты нуждаешься в Нём. Ощущай страх перед Всевышним настолько, насколько ты бессилен перед Ним. Бесчинствуй перед Всевышним Аллаhом настолько, насколько ты сможешь перенести огонь Ада».
Некоторые из нас ощущают страх перед входом в тоннель из-за его темноты и тесноты. Другие люди испытывают страх во время размышлений о жизни после смерти из-за глубины, одиночества и тишины могилы.
Ад – самое страшное из всего, что только можно представить, ямы там очень глубоки, человек там абсолютно одинок. Помня об этом, нам не следует повиноваться устремлениям нафса, приближаясь тем самым к мукам Ада, а стремиться войти в Райские сады через его усмирение.
Пусть Всевышний Аллаh сделает нас успешными в благих делах, отдалит от пламени Ада и сделает Рай нашим пристанищем. Амин!
Автор: Шейх АбдуЛлаh Накышчы
Из книги: «Семьдесят пять вопросов об Аде», стр. 76-79
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7