Сунны и адабы пятничного дня (детальный разбор)
Ради жизни в Ахырате, оставив на время мирские заботы, нужно проявить особое уважение к пятничному дню – господину всех дней. Пятница – великий день. Аллаh возвысил пятницу в Исламе и сделал это фардом для мусульман. В суре «Аль-Джуму‘а / Пятница», в 62 аяте сказано:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«О верующие! Когда призывают [азаном] на намаз в п ятницу, то устремитесь к поминанию Аллаhа [к совершению пятничного намаза] и оставьте торговлю [и все прочие дела]. Это лучше для вас [чем прибыль от торговли], если бы вы только знали [какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение Вечному]».
Этим аятом Всевышний запретил заниматься любыми мирскими делами после того, как услышишь азан к пятничной молитве, запретил всё, что может помешать отправлению в мечеть для совершения пятничного намаза. Наш Пророк (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) говорил:
إِنَّ يَوْمَ الْجُمُعَةِ سَيِّدُ الأَيَّامِ ، وَأَعْظَمُهَا عِنْدَ اللَّهِ ، وَهُوَ أَعْظَمُ عِنْدَ اللَّهِ مِنْ يَوْمِ الأَضْحَى وَيَوْمِ الْفِطْرِ
«Пятница – господин всех дней. Перед Всевышним Аллаhом пятничный день превыше праздников Рамадан и Курбан». (Ахмад «Муснад», 3/430; «Сунан» Ибн Маджа, 1084)
В другом Хадисе сказано:
إِنَّ يَوْمَ الْجُمُعَةِ سَيِّدُ الأَيَّامِ ، وَأَعْظَمُهَا عِنْدَ اللَّهِ ، وَهُوَ أَعْظَمُ عِنْدَ اللَّهِ مِنْ يَوْمِ الأَضْحَى وَيَوْمِ الْفِطْرِ ، فِيهِ خَمْسُ خِلالٍ : خَلَقَ اللَّهُ فِيهِ آدَمَ ، وَأَهْبَطَ اللَّهُ فِيهِ آدَمَ إِلَى الأَرْضِ ، وَفِيهِ تَوَفَّى اللَّهُ آدَمَ ، وَفِيهِ سَاعَةٌ لا يَسْأَلُ اللَّهَ فِيهَا الْعَبْدُ شَيْئًا إِلا أَعْطَاهُ ، مَا لَمْ يَسْأَلْ حَرَامًا ، وَفِيهِ تَقُومُ السَّاعَةُ ، مَا مِنْ مَلَكٍ مُقَرَّبٍ وَلا سَمَاءٍ وَلا أَرْضٍ وَلا رِيَاحٍ وَلا جِبَالٍ وَلا بَحْرٍ إِلا وَهُنَّ يُشْفِقْنَ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ
«Поистине, господином (всех) дней и самым великим пред Аллаhом является пятница, и этот день более велик пред Аллаhом, чем дни праздников жертвоприношения и разговения. Он имеет пять особенностей: Аллаh создал в пятницу Адама (‘аляйhис-салям) и низвёл его (из Рая) на землю, также в пятницу умертвил его. И есть в этот день время, когда рабу непременно будет даровано всё, что он ни попросит (у Аллаhа), если только не попросит о запретном. В пятницу наступит Судный день. И нет ничего, будь то приближенный ангел или небеса, земля, ветер, горы, моря, что бы не испытывало страха перед пятничным днём». (Причина страха в том, что в этот день наступит День Суда, будет воскрешение и состоится отчёт). («Сунан» ибн Маджа, 1084)
Ещё в одном Хадисе говорится:
مَنْ تَرَكَ ثَلاثَ جُمُعَاتٍ مُتَوَالِيَاتٍ مِنْ غَيْرِ عِلَّةٍ، طُبِعَ عَلَى قَلْبِهِ
«Кто без уважительной причины пропустит три пятничные молитвы, тому Аллаh запечатает сердце». (Ат-Тирмизи, 500; ан-Насаи, 1369; «Сунан» Абу Дауда, 1052; «Сунан» Ибн Маджа, 1126)
Ибн 'Аббас (радыа-Ллаhу 'анhу) говорил: «Кто пропустил три пятничные молитвы подряд, тот отбросил (религию) Ислам за спину». («Мусаннаф» Абдур-Раззакъ, 5169; Абу Я’ля 5/102)
Сказанное в Хадисе «и низвёл его (из Рая) на землю» означает, что за этим последовали такие события: Адам (‘аляйhис-салям) стал наместником Аллаhа на земле, его потомки стали пророками и им были ниспосланы Святые Писания. Ниспослание Адама (‘аляйhис-салям) на землю не надо понимать как его изгнание из Рая, поскольку это не может быть благом.
Сказанные в Хадисе слова: «В пятницу наступит Судный день» — тоже свидетельствуют о благом деле, так как в этот день праведники удостоятся того высокого положения, который был им обещан. (Комментарии «аль-Масабих»)
В пятничный день мусульманин встанет пораньше, совершит полное омовение. То есть, он искупается после утренней молитвы. Если же он встал позже, то совершит полное омовение поближе ко времени пятничной молитвы. Мыться в пятничный день – это очень сильный мустахаб. По мнению же некоторых учёных, это – уаджиб. Когда жители Медины ругались между собой, они говорили друг другу: «Ты хуже тех, кто не моется в пятницу!». Человек, который вымылся в пятницу ради чистоты, должен ещё раз облиться водой для совершения пятничной молитвы. Но можно вымыться, произнеся ният (намерение) для того и другого. Этот гусль станет исполнением фарда для избавления от состояния джунуб (осквернения) и соблюдением Сунны перед пятничной молитвой.
Когда религиозные праздники совпадают с пятницей, человек, который вымылся с ниятом и для пятницы, и для праздника, заслужит сауаб исполнения обеих Сунн. Также и женщина, которая совершит полное омовение для очищения после месячных и для соблюдения Сунны пятницы, одновременно исполнит два фарда. («Аль-Кунья»)
Один из сахабов подошёл к своему сыну, совершившему полное омовение, и спросил у него:
– Ты вымылся для пятничного намаза?
– Нет, я вымылся для избавления от состояния джунуб, – ответил сын.
– Вымойся во второй раз, – велел отец.
Человек, у которого испортился тахарат после совершения гъýсля, должен обновить тахарат. Его гусль не будет испорчен. Однако лучше избегать подобных ситуаций. (Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»)
В пятничный день человек должен покаяться за грехи, совершённые им в течение недели, и вознести побольше салаватов нашему Пророку (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям). В дошедшем от Анаса (радыа-Ллаhу ‘анhу) Хадисе Посланник Аллаhа (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) сказал: «Тому, кто в пятничный день вознесёт мне сто салаватов, Аллаh исполнит сто его нужд. Одному ангелу будет поручено донести до меня прочитанные салаваты. Ваши подношения дойдут до меня, и также будет сообщено имя прочитавшего. Я сохраню его на белом листе, а в Судный день дам за него вознаграждение». Когда был задан вопрос: «О Посланник Аллаhа! Как нам возносить салаваты для вас?» – он (салля-Ллаhу 'аляйhи уа саллям), произнёс нижеследующий салауат: «Аллáhумма салли ‘аля Мухаммадин ‘абдикя уа Набиййикя уа Расууликя уа ‘аля áли Мухаммадин саляятан такууну лякя ридаа-ан уа лихаккыhи 'адаа-ан уа аатихиль-уасыылята уаль-макъаамаль-махмуудаль-ляҙи уа‘адтаhу уаджзиhи ‘анна маа hууа ахлюhу афдаля маа джаазайта Набиййан ‘ан умматиhи уа салли ‘аля джамии‘и ихуааниhи минан-Hабиййина уас-саалихиина йа Aрхамар-Раахимиин». (Аль-Байхаки «Шу‘абуль-иман», т. 3, стр. 212, 234)
В пятницу надо остерегаться любых грехов: больших и малых. Как сауабы многократно приумножаются, так и грехи в тот день становятся более тяжкими. Надо избегать совершения грехов. Всевышний Аллаh даёт возможность Своему любимому рабу совершать больше благих деяний в благословенные дни. Если же Он сердится на кого-либо из Своих рабов, то заставляет его совершать множество дурных поступков. А кто станет совершать плохие деяния, тому увеличится и наказание, и тогда он лишится довольства Аллаhа.
В пятницу надо отправляться в мечеть пораньше, и в этом есть большой сауаб. В аяте есть повеление:
فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ
«…устремитесь к поминанию Аллаhа [к совершению пятничного намаза]». («Аль-Джуму‘а / Собрание», 62:9)
В мечеть надо идти в состоянии духовного смирения и покорности с намерением быть в и‘тикяфе до наступления времени намаза. Ответив призыву Аллаhа, надо молиться о том, чтобы заслужить довольство Аллаhа и Его прощение. Наш Пророк (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) сказал:
مَن اغْتَسَلَ يَومَ الجُمُعَةِ غُسْلَ الجَنَابَةِ، ثُمَّ رَاحَ في الساعة الأولى فَكَأنَّمَا قَرَّبَ بَدَنَةً، وَمَنْ رَاحَ في السَّاعَةِ الثَّانِيَةِ، فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَقَرَةً، وَمَنْ رَاحَ في الساعة الثَّالِثَةِ، فَكَأنَّمَا قَرَّبَ كَبْشاً أقْرَنَ، وَمَنْ رَاحَ في السَّاعَةِ الرَّابِعَةِ، فَكَأنَّمَا قَرَّبَ دَجَاجَةً، وَمَنْ رَاحَ في السَّاعَةِ الخَامِسَةِ، فَكَأنَّمَا قَرَّبَ بَيْضَةً، فَإذَا خَرَجَ الإمَامُ، حَضَرَتِ المَلاَئِكَةُ يَسْتَمِعُونَ الذِّكْرَ
«Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение, как после большого осквернения, а затем станет первым отправившимся в мечеть, тот получит сауаб, как принесший в жертву верблюда. Кто отправится во второй час, тот уподобится принесшему в жертву корову. Кто отправится в третий час, тот уподобится принесшему в жертву рогатого барана. Кто отправится в четвёртый час, тот уподобится принесшему в жертву курицу. Кто отправится в пятый час, тот уподобится принесшему в жертву яйцо. Когда же выйдет имам (для хутбы), ангелы явятся, чтобы послушать зикр». («Сахих» аль-Бухари, Джум‘а, 4; «Сахих» имама Муслима, Джум‘а, 10)
Пришедшие в мечеть, когда имам уже начал читать хутбу, будут считаться принявшими участие в намазе, но не получат пятничной благодати. Первый час – это время до восхода солнца. Второй час – это время, когда солнце ещё не поднялось высоко. Третий час – это время, когда солнце довольно сильно согрело землю своими лучами, и горячо наступать на землю ногами. А четвёртый и пятый часы – это время, когда солнце приближается к зениту. Время же, когда солнце в зените, это время совершения намаза, и тем, кто приходит в мечеть в это время, не стоит ждать большой благодати. («Ихья» и «Шарх аль-Масабих»)
Рассказывают, как в первые годы Ислама люди ранним утром шли в мечеть с фонарями в руках, заполняя улицы, и как из-за этого на дорогах образовалась давка. В более поздние времена такое поведение уже не наблюдалось. Поэтому это считается первым нововведением в Исламе. Оно исчезло, когда люди перестали отправляться в мечеть очень рано. В Хадисе сказано: «Кто отправится рано на пятничную молитву, тот человек в Судный день увидит Аллаhа с близкого расстояния». («Сунан» Ибн Маджа, Салят, 82)
В пятницу надо пользоваться мисваком и намаслиться благовониями. Приятный аромат уничтожает имеющиеся вокруг дурные запахи и приводит к тому, что везде начинает пахнуть подобно мускусу. Самые лучшие духи, используемые мужчинами, – бесцветные и имеют сильный запах. Имам Шафи‘и (рахимаhу-Ллаh) говорит: «У кого чистая одежда, у того меньше забот. Кто хорошо пахнет, у того больше ума». (Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»)
В пятницу следует подкорачивать усы и подстригать ногти. Ибн Мас‘уд (радыа-Ллаhу ‘анhу) говорил:
من قلم أظفاره يوم الجمعة أخرج الله منه داء وأدخل فيه الشفاء
«Того человека, который пострижет ногти в пятницу, Аллаh избавит от болезни и даст ему исцеление».
Кроме рабочей одежды должна быть другая одежда для использования по пятницам и в праздничные дни. У кого есть возможности, тем поступать подобным образом является мустахабом. Имам аль-Газали (рахимаhу-Ллаh) говорил, что лучше всего, если эта праздничная одежда будет белого цвета. Аллаh больше всего любит белые одеяния. Но эту одежду надо одевать не для того, чтобы похвастаться или прославиться. В пятничные дни надевать одежды черного цвета не является Сунной и благим делом, как стараются убеждать некоторые арабские проповедники. Джама‘ату нежелательно (макрух) смотреть на такие одеяния, поскольку это бид‘ат, появившийся после нашего Пророка (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям). А вот завязывать чалму по пятницам – это благое дело. В одном Хадисе, переданном от Васили ибн Аски (радыа-Ллаhу ‘анhу), Посланник Аллаhа (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) сказал:
«Нет никакого сомнения, Аллаh и Его ангелы возносят салаваты тем, кто в чалме в пятничный день». (Ат-Табарани «Муснад аш-Шамиййин», IV/336)
В другом Хадисе говорится:
«Совершённый в чалме пятничный намаз равен семидесяти пятничным намазам, совершенным без чалмы». (‘Али аль-Муттаки «Канз аль-уммаль», XV/306; Ибн Асакир «Тарих», 37/355; «Файзуль-Кадир», 4/255; Ибн Хаджар «Лисан аль-Мизан», 4/413)
Если донимает жара, то чалму можно снимать до намаза или после него. Но из уважения не стоит снимать чалму, когда, выйдя из дома, идешь на пятничный намаз, когда читаешь намаз, или когда имам поднимается на минбар и читает хутбу.
Совершение близости с женой в ночь на пятницу
В пятницу или в ночь на пятницу мусульманину желательно иметь половую близость с женой. Это станет средством для защиты глаз от харама, для телесного успокоения и для получения сауаба от совершения гусля им самим и его женой. («Сунан» Ибн Маджа, № 1087; «Сунан» Абу Дауда, № 345; «Фазлуль-Бари», 2/366). Учёные посчитали это мустахабом. К этому относят такие слова нашего Пророка (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям), как: «Кто в пятничный день будет действовать пораньше, или постарается действовать пораньше, или вымоет, или же вымоется…» Имеется в виду, что станет поводом, чтобы вымыться. «Действовать пораньше» означает «рано отправляться в мечеть». «Постарается действовать пораньше» означает «если успеет вовремя на пятничную проповедь». («Ихья» и «Шарх аль-Масабих»)
Чтение суры «ад-Духан» вечером на пятницу
В пятницу надо читать суру «ад-Духан». (Абу Йа‘ла, № 6232; ат-Тирмизи, № 2888; аль-Байхаки «Шу‘абуль-Иман», № 2238; «Сахих» имама Муслима, № 809)
В одном Хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыяллаху ‘анhу), наш Пророк (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) говорит: «Кто прочитает вечером на пятницу суру «ад-Духан» (Ха-Мим), тому простятся его грехи». (Ат-Тирмизи, Фазаиль аль-Къур‘ан, 8)
В другом Хадисе сказано: «Если кто-то вечером прочитает суру «ад-Духан», то семьдесят тысяч ангелов до утра будут совершать истигъфар, прося за него прощения». (Ат-Тирмизи, Фазаиль аль-Кур‘ан, 8)
Также есть Хадис: «Кто прочитает суру «ад-Духан» в пятницу или ночью на пятницу, тому Аллаh построит дворец в Раю». (Зухайли «Тафсируль-Мунир», 13/174)
Сура «аль-Каhф», защищающая от зла Даджжаля
До наступления полудня надо прочесть суру «Аль-Кахф», чтобы защититься от зла Даджжаля, которого также называют лжемессией (масих аль-кяззаб) из-за того, что он будет обходить землю вдоль и поперек и будет слеп на один глаз. Но лучше всего к нему подходят слова, сказанные в комментарии «аль-Масабих», – лжец, колдун. В Хадисе, переданном от Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры (радыа-Ллаhу ‘анhумá), говорится:
«Кто в пятницу, ночью и днём, прочитает суру «Аль-Каhф», тому будет дан луч света, протянувшийся с того места, где он прочитал, до Мекки. За три дня до следующей пятницы ему простятся все грехи. До самого утра семьдесят тысяч ангелов будут совершать ду'а за его прощение. Он будет защищен от бед и страданий и от таких недугов, как лепра, проказа и туберкулёз, а также от смуты Даджжаля». («Сунан» Абу Дауда, Маляхим, 14; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 36/43, 45/508)
Надо сесть поближе к имаму, чтобы послушать хутбу. Нежелательно всегда садиться в мечети на одно и то же место. Использовать для омовения всегда одну и ту же посуду тоже является макрухом. («Хафизиййа»)
В Хадисе сказано:
لاَ يَغْتَسِلُ رَجُلٌ يَوْمَ الجُمُعَةِ، وَيَتَطَهَّرُ مَا اسْتَطَاعَ مِنْ طُهْرٍ، وَيَدَّهِنُ مِنْ دُهْنِهِ، أَوْ يَمَسُّ مِنْ طِيبِ بَيْتِهِ، ثُمَّ يَخْرُجُ فَلاَ يُفَرِّقُ بَيْنَ اثْنَيْنِ، ثُمَّ يُصَلِّي مَا كُتِبَ لَهُ، ثُمَّ يُنْصِتُ إِذَا تَكَلَّمَ الإِمَامُ، إِلَّا غُفِرَ لَهُ مَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ الجُمُعَةِ الأُخْرَى
«Если человек совершит в пятницу большое омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничный намаз), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и совершит намаз столько, сколько было (угодно Аллаhу), а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей». («Сахих» аль-Бухари, Джум‘а, 6)
Поэтому один из адабов пятничной молитвы – желание быть в первом ряду во время хутбы и намаза. В этом очень много благодати. Однако в следующих трёх случаях нельзя садиться близко к имаму:
1. Если поблизости от имама он увидел что-то запрещённое Исламом. Например, когда имам или кто-то другой надел шёлковую одежду. Или же, если он увидит, что рядом с имамом сел какой-то тяжело вооружённый человек, или что рядом с имамом есть люди с украшенным золотом оружием, способным отвлечь внимание. В таких случаях для него будет надёжнее находиться в дальних рядах. Так делали некоторые учёные ради собственного благополучия. Есть такой риваят: «Однажды Суфьян ас-Саури (рахимаhу-Ллаh) заметил Шу‘айба ибн Харба, севшего у минбара послушать хутбу Абу Джа‘фара (рахимаhу-Ллаh). После завершения намаза он спросил у него:
– Твоё сидение около него отвлекло мое сердце. Когда ты слышал слова, требующие возражения, смог ли ты возразить ему? Оказался ли ты способным предостеречь его?
– О ‘АбдуЛлаh! Разве в Хадисе не сказано «приблизься и послушай»? – ответил тот.
– Плохи твои дела! Это повеление касается праведных халифов. Что касается подобных людей, то чем дальше будешь от них и реже будешь их видеть, тем ближе будешь к Аллаhу».
2. Если в мечетях нет мест, особо выделенных для султанов, тогда первый ряд очень ценен. В противном случае, по мнению некоторых учёных, нежелательно входить в такие места, ибо эти места – вредные нововведения, устроенные ради султанов. Но другие учёные вовсе не считали нежелательным, когда султаны садились поближе к имаму, чтобы послушать наставлений и получить религиозные знания.
3. Минбар разделяет несколько передних рядов. Первый ряд – это ряд, смежный с минбаром, а места с двух сторон минбара не составляют полный ряд. Так сказал ас-Саури (рахимаhу-Ллаh), и это наиболее подходящее разъяснение. Первый ряд – единственный и непрерывный. Сидящие в этом ряду находятся перед имамом и хорошо слышат то, о чём он говорит. (Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»)
Запрет опираться на плечи джама‘ата
Нельзя продвигаться вперед, опираясь на плечи сидящих и раздвигая людей. По этому поводу имеется серьёзное предупреждение. Из людей, поступающих подобным образом, в Судный день будет сделан мост, ведущий в Ад. (Ат-Тирмизи, Салят, 369). Так они понесут наказание за содеянное ими в этом мире. Наш Пророк (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) спросил у одного человека:
– Почему ты не совершил пятничный намаз вместе с нами?
– Я совершил, о Посланник Аллаха! – ответил тот человек.
– Разве это был не ты, кто прошёл вперед, разрывая ряды и опираясь на плечи людей? – сказал Посланник Аллаhа (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям). (Ибн Ханбаль, 4/190) — тем самым объяснив, что деяния того человека оказались впустую.
В другом Хадисе было сказано: «Кто будет занят пустыми делами или пройдёт вперед, разрывая ряды, тот окажется совершившим не пятничный, а полуденный намаз». (Ат-Тирмизи, ан-Насаи, от Абу Хурайры)
Если кто-то сел в проходе, хотя впереди есть свободные места, то можно пройти вперед, опираясь на их плечи, поскольку они отказались сесть на благословенное место. Хасан аль-Басри (рахимаhу-Ллаh) говорил: «В пятничный день разрешается пройти вперёд, опираясь на плечи сидящих у двери мечети. Эти люди отказались сесть на благословенные ряды и поэтому потеряли уважение».
Если в мечети нет никого, кроме читающих намаз, то надо приветствовать словами: «Ас-саляму ‘алейна уа ‘аля ‘ибадил-ляhис-салихин». Нельзя приветствовать по-другому, поскольку некому ответить на приветствие. Если произнёс «салям», то, согласно имаму аль-Газали (рахимаhу-Ллаh), сам и должен ответить сердцем на это приветствие. А по мнению имама Мухаммада (рахимахуЛлах), если человек произнес приветствие, то читающие в это время намаз должны ответить на это приветствие после завершения намаза, если приветствовавший всё еще находится там. Согласно же имаму Юсуфу (рахимаhу-Ллаh), вообще не стоит отвечать на это приветствие, что является наиболее правильным. («Аль-Кунья»)
В мечети нельзя протискиваться между двумя сидящими рядом, так как это действие причиняет им неудобство и нарушает их покой. Если там, где сидишь, одолевает сон, надо поменять место. Об этом сообщается в Хадисах. Когда хатыб поднимется на минбар для проповеди, надо пальцами постучать по правой части головы и затем внимательно слушать. Всё это время нельзя разговаривать и нельзя читать намаз. (Бурхануддин Абу аль-Хасан аль-Маргинани «Таджнис уаль-мазид»)
Имам А‘зам (рахимаhу-Ллаh) говорил, что после того, как имам начал подниматься на минбар, для джама‘ата является харамом разговаривать и читать намаз. Согласно же имаму Мухаммаду и имаму Юсуфу (рахимаhуму-Ллаh), нет запрета на разговоры в промежутке времени с того момента, когда имам начинает подниматься на минбар до той минуты, когда он начнет произносить проповедь. (‘Аляуддин Абу Бакр аль-Касани «Ба‘даи ас-санаи фи тартиби аш-шараи»). Сказано «нет запрета на разговоры» из-за того, что читать нафиль-намазы в это время является макрухом. («Джауахир»)
С того момента, когда муадзин произносит «Аллаhу Акьбар» для азана, больше уже нельзя разговаривать. Разногласия между Имамом А‘замом и имамами Мухаммадом и Юсуфом (рахимаhуму-Ллаh) касаются иджтихада относительно разговоров в коротком промежутке времени после того, как имам начнёт подниматься на минбар, и пока он не начнёт произносить проповедь. После начала хутбы разговаривать неприемлемо, и все имамы с этим согласны. Те разговоры, относительно которых у них имеются разногласия, это людские пересуды, а не произнесение тасбиха или зикра. Также нет ничего плохого в том, чтобы повторять за муадзином слова азана. Любые разговоры, кроме этого, по общему мнению неприемлемы. («Шарх аль-Маджма‘»)
Разногласия касаются тех случаев, когда люди перестают слышать голос имама. Кто находится близко к имаму, те должны слушать хутбу без шума и без разговоров. («Шарх аль-Уикая»)
Когда читается хутба, нельзя говорить «молчи!» сидящему рядом с тобой человеку. В переданном от Абу Хурайры (радыа-Ллаhу ‘анhу) Хадисе Посланник Аллаhа (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) сказал:
إِذَا قُلْتَ لِصَاحِبِكَ يَوْمَ الجُمُعَةِ: أَنْصِتْ، وَالإِمَامُ يَخْطُبُ، فَقَدْ لَغَوْتَ
«Если ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: “Слушай (внимательно)!” — в пятницу вовремя произнесения имамом хутбы, то скажешь нечто неподобающее». («Сахих» аль-Бухари, 934; Абу Бакр ибн Абу Шейба «Мусаннаф», 5340; Ибн Хиббан, 2793; Малик, 1/103; ‘Абдур-Раззакъ, 5414; Тайалиси, 2365)
Согласно некоторым, слова «то скажешь нечто неподобающее» означают «лишишься сауаба» (награды). Согласно некоторым, означают «ты ошибся». Согласно же некоторым, означают «ты низвёл на нет благодать совершённого тобой пятничного намаза. Совершённый тобой намаз стал не пятничным, а полуденным намазом». («Ат-Таргъиб уа-т-тархиб»)
Когда читается хутба, то нехорошо даже подавать знаки соседу, чтобы тот замолчал. Такой поступок относится к разряду действий, к которым надо прибегать с осторожностью. Если видишь какое-то неподобающее движение, то можно молча подать знак глазами или рукой. Согласно общему мнению, в этом нет ничего плохого. («Хуляса»)
Джама‘ат не должен садиться в мечети, образовав круг. Нужно сидеть такими же рядами, как во время намаза, повернувшись лицом в сторону кыблы. Наш Пророк (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) сказал: «Когда кто-то из вас дожидается намаза, он считается находящимся в намазе». («Сахих» аль-Бухари, Мауакит, 25; «Сахих» имама Муслима, Масаджид, 272). Здесь следует вести себя так же, как и читающие намаз. Сидение в виде круга всё равно что сцепление пальцев, идя на намаз. После намаза в мечети или же в другом месте можно сидеть, образовав круг.
Когда произносится хутба, не надо сидеть, подняв колени.
Посланник Аллаhа (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) запретил сидеть подобным образом. Такое сидение наводит сон. Поскольку нижняя часть тела не полностью соприкасается с полом, что может способствовать выходу газов, тем самым испортив тахарат. Если человек после этого, постыдившись, не выйдет, то это может стать причиной непокорности. Если же выйдет, то пропустит хутбу. Было сказано, что сидеть, подняв колени, присуще невеждам. («Шарх аль-Масабих»)
Некоторые сочли такую манеру сидения присущей гордецам. Поэтому оно было запрещено. Как понятно из сказанного, запрет на такое сидение относится не только к слушанию хутбы, но применимо к любому месту.
Отправление в дорогу перед пятничной молитвой
Перед пятничным намазом не стоит отправляться в путь. Так сказано в «Ихья ‘улюм ад-дин». Того, кто выйдет в путь вечером на пятницу, проклянут ангелы. Выходить же после утреннего намаза – харам. Если же выйдет в путь со спутниками, тогда это не будет запретным. Здесь положение зависит от богобоязненности. Фетва же такова: Имам Кадыхан (рахимаhу-Ллаh) сказал: «Если желающие отправиться в путь в пятницу успели выйти за пределы города до наступления времени полуденного намаза, то в этом нет ничего предосудительного, ибо пятничный намаз является уаджибом к концу этого времени». В фетвах «аз-Захирии» же сказано, что если путник до полудня пройдет окраинные дома города, то может продолжить путь. Автор говорит то же самое.
Час в пятничный день, когда принимаются ду'а
Джама‘ат должен считать за большую удачу возможность вознести ду'а, когда имам поднимается, чтобы прочесть хутбу. Ибо, как сказано в Хадисах, это как раз то время, когда принимаются ду'а. В известном Хадисе говорится:
فِيهَا سَاعَةٌ لا يُوافِقُهَا عَبْدٌ مُسْلِمٌ، وَهُوَ قَائِمٌ يُصَلِّي يَسْألُ اللَّهَ شَيْئاً، إِلاَّ أعْطَاهُ إيّاهُ وَأشَارَ بيَدِهِ يُقَلِّلُهَا
«Есть в (пятницу такой) период, когда Аллаh обязательно дарует (Своему) рабу, исповедующему Ислам и неизменно обращающемуся с мольбами к Аллаhу, то, о чём он попросит (Его в это время)», — после чего сделал рукой знак (, желая) указать на непродолжительность этого периода времени. (Аль-Бухари 935; Муслим 852)
Имеются различные мнения относительно этого часа пятничного дня. Некоторые учёные считали, что это – время восхода солнца. Были и утверждавшие, что это время, когда солнце находится в зените, или когда читается азан для пятничной молитвы, или когда имам поднимается на минбар для прочтения хутбы, или то время, пока он не сошёл с минбара, или это конец времени послеполуденной молитвы до захода солнца. Досточтимая Фатима (радыа-Ллаhу ‘анhа) очень внимательно относилась к этому времени. Она приказывала своим служанкам следить за наступлением этого времени и сообщать ей. До захода солнца она находилась в состоянии мольбы и истигъфара. Она говорила, что это как раз тот час в пятничный день, когда исполняются ду'а, и что она слышала об этом от отца. Некоторые учёные говорили, что этот час пятницы точно неизвестен так же, как неизвестно время наступления ночи Предопределения. Имам аль-Газали (рахимаhу-Ллаh) говорит: «В пятничный день раб Аллаhа должен вести себя очень степенно, молиться от всего сердца и совершать зикры, желая, чтобы это совпало с тем часом».
‘АбдуЛлаh ибн Салям или Ка‘б ибн Ахбар (радыа-Ллаhу ‘анhума) передавали, что этот час – это время захода солнца. Возражая этим словам, Абу Хурайра (радыа-Ллаhу ‘анhу) сказал:
– Как же может быть такое, чтобы это был последний час пятничного дня? Я слышал, как Посланник Аллаhа (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) говорил: «В пятничный день есть такой час, если намаз раба совпадет с этим часом…» Между тем, в тот час намаз не совершается.
На это он услышал такой ответ:
– Посланник Аллаhа (салля-Ллаhу ‘аляйhи уа саллям) разве не говорил: «Когда кто-то из вас дожидается намаза, он считается находящимся в намазе»?
Абу Хурайра (радыа-Ллаhу ‘анhу) подтвердил:
– Да, это так.
После этого ‘АбдуЛлаh ибн Салям или Ка‘б ибн Ахбар (радыа-Ллаhу ‘анhума) сказал:
– Так вот, последний час пятничного дня – это и есть то время».
Говоря кратко, благословенны эти часы пятничного дня, начиная со времени выхода имама для произнесения пятничной проповеди и заканчивая временем незадолго до захода солнца. Человек должен в эти часы совершить больше ду'а. (Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин» и «Шарх аль-Масабих»)
Час пятничного дня, когда принимаются ду'а, это время, когда имам читает суру «аль-Фатиха». (Книга «Хиснуль-хасин»)
Или же это промежуток с той минуты, когда имам садится на минбар, до того времени, когда он произносит последнее приветствие в намазе. («Аль-Азкар»)
Соблюдение поста-уразы по пятницам
Нельзя соблюдать пост-уразу только в пятницу. Также нельзя выбирать пятницу для ночного поклонения. При желании держать пост-уразу в пятницу, надо сделать это и в четверг или субботу. Это касается и ночных намазов. Если одну ночь встал для совершения поклонения, то надо вставать и в другие ночи. Для ночного поклонения также нельзя устанавливать какую-то одну определённую ночь. Особенно в пятничный день нужно совершать много зикров и произносить побольше салаватов. Увеличивать количество зикров и салаватов является мустахабом. Человек, прочитавший пятничный намаз, должен оставаться в мечети, ждать послеполуденной молитвы, чтобы заслужить такой же сауаб, как за совершение Хаджа или Умры. (Аль-Байхаки «Фадаиль аль- авкат», 289; Ибн ‘Адий «аль-Камиль», 7/155; аль-Байхаки «Сунан», 59950)
Праведные предшественники говорили так: «Кто после пятничного намаза прочитает по семь раз суры «Аль-Фатиха», «Аль-Ихлас», «Аль-Фалякъ» и «Ан-Нас», тот до следующей пятницы будет защищён от бед и несчастий. (Ас-Суюти «Джами‘ ас-сагъыр», 8954; ‘Али аль-Муттаки, 2/648-4985)
Эти прочитанные суры (с позволения Аллаhа) станут для него укрытием против шайтана…
По пятницам многие ложились на послеобеденный сон — кайлюля. Это слово означает «полуденный сон». Аллаh так говорит о том, что ждёт обитателей Рая:
أَصْحَابُ الْجَنَّةِ يَوْمَئِذٍ خَيْرٌ مُّسْتَقَرًّا وَأَحْسَنُ مَقِيلًا
«У обитателей Рая в тот день будет лучшая обитель и самое приятное место отдыха». («Аль-Фуркан / Различение», 25:24)
Хотя в Раю и нет сна.
В пятницу обед нужно отложить на время после намаза. Сахль ибн Са‘д (радыа-Ллаhу ‘анhу) говорил:
ما كنا نَقيل ولا نتغدى إلا بعد الجمعة
«Мы в пятничные дни ели после пятничного намаза и совершали кайлюля (т.е. спали) после этого». (Бухари и Муслим)
Отсюда становится понятным, что сахабы по пятницам совершали гусль и пораньше отправлялись в мечеть, где поклонялись и занимались зикром. Некоторые совершали кайлюля до обеда. По поводу кайлюля было сказано, что разрешается совершать её в любое время по своему усмотрению.
Автор: Шейх Якуб ибн Сайид ‘Али аль-Ханафи
Из книги: «Мафатихуль джинан шарх Шир‘атуль Ислам»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев