_______________
Иногда меня называют детским психологом, хотя я не только детский,
скорее всевозрастной.
Просто в силу профессии, и благодаря аналитическим
способностям приложенным к жизненному опыту,
мне пришлось воочию убедиться,
что проблемы взрослых людей начинаются в детстве.
Основная часть проблем — оттуда.
Поэтому я часто пишу о детях настоящих и тех, что живут
в нашем прошлом.
Сегодня хочу написать о таком явлении,
которое принято воспринимать обычно со знаком плюс —
о ранней социализации.
Тем более, что август-сентябрь это её время.
Более 10 лет я наблюдала, в непосредственной близости, что происходит
с детской психикой благодаря традиции отдавать детей
в дошкольные учреждения как можно раньше.
И сегодня я уверена в том, что таким образом мы срываем социализацию
как биологическую программу — человек существо социальное
по природе — вместо её установки.
Мешаем ей прежде всего посредством своей безграмотности
и упорства в поддержании мифа о счастьи ранней социализации.
Что происходит с психикой ребёнка при ранней социализации?
Она ищет возможности к адаптации в новой, расширенной среде,
вместо решения текущих задач в привычном окружении —
рядом с мамой, семьёй.
Время, отведённое на созревание предпосылок для выхода
в открытый мир будет у неё отобрано.
Всё дошкольное детство должно быть дошкольным в
полном смысле этого слова. Без всяких уловок в стремлении
к чему-то раннему в развитии и обучении.
Вообще, на мой взгляд, не бывает педагогики раннего развития.
Бывает педагогика несвоевременного, ведущего к ущербности
в дальнейшем, формирования личности.
Мне хотелось бы, чтобы взрослые люди оставили в покое
интеллект дошколят.
Это не его время.
Для специально организованных занятий — не время.
У детей раннего и дошкольного возраста на повестке периода —
развитие эмоционально-чувственной сферы.
Знакомство и освоение собственного психического феномена,
себя как личности.
Правильное, здоровое формирование эмоциональной сферы
позволит в будущем развиться интеллекту.
Не помешает аффектами,
не заберёт на свои внутренние войны массу энергии.
То, что ребёнок складывает дроби в свои 5 лет,
а в 4 читает на иностранном, никакая не радость,
а большая детская беда.
Скрытая до времени под шлейфом родительского тщеславия,
но она всплывёт, будьте уверены.
И за родительское тщеславие придётся платить судьбой
или годами посещения психотерапевта.
Чтобы вырасти интеллектуальным и при этом психологически здоровым, необходимо освоить ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ САМОРЕГУЛЯЦИЮ.
Потому что чтобы ясно думать, нужно быть спокойным.
Но не с подавленными эмоциональными реакциями,
а сбалансированными.
Научиться распознавать и обращаться со своими эмоциями —
находить возможности для их адекватного отреагирования,
использовать их как важную текущую информацию —
вот что заложено природой как задачи в дошкольное детство.
Грандиозно, не правда ли?
И всему этому МЕШАЮТ ранняя социализация и ранняя интеллектуализация.
Но давайте чуть подробнее о социализации.
Время возможностей для её естественного запуска наступит
ближе к 4-м годам. Об этом говорят исследования учёных,
изучавших детскую психику.
Для четвёртого года жизни характерно появление интереса к сверстникам,
дети хотят и стремительно обучаются совместной игре,
социальным взаимодействиям — то есть к созданию внешнего
круга общения.
Это вовсе не значит, что до 4-го года жизни ребёнок
должен сидеть у матери на руках.
Но это значит, что его потребность в присутствующем рядом
взрослом сознании — тотальна.
И чем глубже и качественнее будет происходить этот патронаж,
тем более сбалансированную личность мы получим.
Потому что прежде чем чем-то самостоятельно управлять
(например социальными контактами и собственной эмоционально-волевой сферой), необходимо понаблюдать как управляют этим взрослые.
Затем — попробовать с поддержкой и помощью,
и только в полной уверенности переходить
к самостоятельному управлению.
Взрослый ребёнку важен и нужен не только затем, чтоб следить,
чтобы «дитя не убилось». Ребёнок не просто тушка!
(Сдали физическое тело, возраста полутора-семи лет на хранение —
забрали в целости через 10 часов. А ведь это и называется часто
в нашей традиции социализацией…)
Взрослый необходим для передачи опыта
отношения с собой,
другими,
миром.
И как бы там детсадовские воспитатели не горели светлым огнём любви
к детям — один взрослый на 25 физических тел может и достаточно,
но один взрослый на 25 (да даже на 10)
психических Вселенных — просто ничтожная малость.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
А потом мы удивляемся в каком мире мы живём.
И любить своих детей безусловной любовью, просто за то, что они есть.