Посмотрели, как решили проблему с использованием смартфонов в минской гимназии № 7
С 1 сентября во всех минских школах планируют ограничить использование смартфонов: такую информацию недавно озвучили в комитете по образованию Мингорисполкома. Впрочем, для многих учебных заведений это уже не новшество: сдавать телефоны перед первым уроком и забирать перед уходом домой давно стало хорошей привычкой – примерно как вымыть руки перед едой.
⁉️Зачем нужны такие ограничения?
⁉️И что думают об этом учителя и сами школьники?
🔹Сначала – родители
В 2022 году вступил в силу Государственный школьный стандарт, где есть целая глава о правилах использования мобильных устройств. С тех пор во многих учебных заведениях стали продумывать систему хранения гаджетов и вырабатывать у учащихся привычку: переступил порог – телефон под замок. В гимназии № 7 Минска имени В. И. Ливенцева эту работу начали вести еще раньше. Вот уже шесть лет центральное место в учительской занимает стеллаж из трех десятков ящиков – по одному на класс. Каждое утро перед первым уроком ответственные приходят сюда с пластиковыми контейнерами и бережно перегружают в ячейку смартфоны одноклассников, а затем закрывают ее на ключ. Получить гаджет обратно можно только после звонка с последнего урока. Исключение – экстренная необходимость позвонить родителям: в таком случае ящик, конечно, откроют и выдадут девайс хозяину.
Директор гимназии Лариса Смагина хорошо помнит время, когда не было ограничений. Учителя нередко жаловались, что ребята украдкой сидят в смартфонах на уроке и пытаются гуглить правильные ответы во время проверочной работы. И это не говоря уже о том, что на переменах, вместо того чтобы общаться с одноклассниками, подростки судорожно проверяли сообщения в мессенджерах и обновления в соцсетях. Зависимость была колоссальной, замечает Лариса Леонидовна:
– Решение о том, что нужно вводить ограничения, принимали вместе с попечительским советом. Начинали работу с родителей: на всех собраниях, с апреля по сентябрь, рассказывали, зачем мы это делаем и как будем реализовывать на практике. Не скрою, нововведению были рады не все. Есть тревожные родители, которым нужно, чтобы ребенок был всегда на связи: они не стесняются звонить даже во время уроков. Кто-то больше переживал за сохранность гаджета и надежность ячеек. Но в итоге телефоны сдают все. Исключение делаем только для детей с серьезными заболеваниями. Например, в гимназии учатся восемь ребят с сахарным диабетом. У большинства установлена либра (Libre) – специальное устройство для мониторинга уровня глюкозы в крови, которое передает данные на смартфон. Поэтому для них, конечно, делаем послабление. То же самое и с планшетами: разрешаем детям со сколиозом носить их вместо учебников, чтобы уменьшить вес рюкзака. Но обращаем внимание на то, чтобы устройство работало как электронная книга и не было подключено к интернету.
Тем, кто не сдал телефон, придется написать объяснительную. Если это повторится, нарушителя ждет воспитательная беседа – все это прописано в правилах внутреннего распорядка, где использованию мобильных устройств посвящен отдельный пункт.
🔹«Мне без телефона совсем не скучно»
Прошел не один месяц и даже год, прежде чем необходимость сдавать телефоны перестала быть поводом для споров и стала привычкой – примерно как вымыть руки перед едой. Восьмиклассница Ира Макаревич даже не помнит, когда было по-другому:
– Мне кажется, это хорошее правило. Когда все телефоны в ячейке, никто не отвлекается на уроках. Плюс нет возможности списать, поэтому всем проходится хорошо готовиться к занятиям. Еще одна приятная побочка – отсутствие зависимости от гаджетов. Я и в выходные могу спокойно оставить телефон дома и уйти на полдня, и мне без него совсем не скучно.
На второй перемене в учительскую заходит Глеб Бирко, ответственный за сбор телефонов в своем 10-м «Б». Сейчас ему нужно выдать мобильник однокласснице: у нее разболелся живот, девушка хочет посоветоваться с родителями, что ей делать. Глеб легко находит нужный: уже давно выучил наизусть, где чей:
– Я шесть лет учился в другой школе, где использование телефонов никак не ограничивалось, так что мне есть с чем сравнить. Лично я стал гораздо внимательнее на уроках: когда телефон в кармане, очень хочется украдкой посмотреть, не пришло ли новое сообщение.
Не пытаются ли одноклассники схитрить и сдать запасной аппарат, а настоящий оставить при себе?
– Редко, но бывает, – признается Глеб. – Например, пользуются новым телефоном, а сдают старый. Причем даже ленятся законспирироваться – сдают разряженный, хотя на самом деле ни один старшеклассник не придет в школу с нулевой батареей. Я быстро подмечаю подобное и прошу положить в контейнер второй аппарат. Обижаются, конечно, но делают.
🔹Кругом одни плюсы
А что скажут учителя? Стало ли им легче вести уроки с тех пор, как телефоны начали отправлять под замок? Учитель биологии Юлия Трубач видит в этом только плюсы:
– Дети меньше отвлекаются, а мотивация к учебе возрастает: когда знаешь, что в телефоне правильный ответ не подсмотришь, к уроку готовишься серьезнее. Еще меня, как учителя биологии, всегда расстраивало, если на переменах дети сидели в интернете, ведь это большая нагрузка на зрение. Хотя иногда я разрешаю использовать телефоны на своих уроках – например, провожу онлайн-тестирование по пройденной теме. Полностью отказываться от гаджетов было бы несовременно, применять их нужно с умом.
Учитель физкультуры и классный руководитель 9-го «Б» Елена Кабанова вспоминает, как они все вместе привыкали к нововведению:
– Первое время некоторые учащиеся возмущались и пытались протестовать. И родители порой вздыхали, мол, так жалко детей – целый день без гаджетов. Но тяжело было только поначалу. Потом это быстро входит в привычку и воспринимается как данность.
Автор:Виктория КРУПЕНЬКОВА
Фото: Евгения ПОНОМАРЁВА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев