Граждане и гости Беларуси оценивают комфорт передвижения по дорогам страны, а также их современный эстетический вид. В 2024 году, который прошел под знаком качества, по поручению Главы государства дорожниками были проведены работы по восстановлению магистралей и озеленению придорожных территорий. В 2025-м перед дорожной отраслью стоят более масштабные задачи. Предусмотрено проведение целого комплекса мероприятий по благоустройству, в числе которых качественное содержание полосы отвода и озеленение территорий вдоль автомобильных дорог, обустройство объектов придорожного сервиса. На объектах железнодорожной инфраструктуры особое внимание будет уделено обустройству остановочных пунктов, пассажирских платформ и зданий станций.
Как достичь поставленных целей и чего не хватает для более динамичного развития дорожной инфраструктуры, спросили у председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по региональной политике и местному самоуправлению Леонида Зайца.
🟢СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:
— Автомобильные дороги не ограничиваются важными международными и республиканскими трассами. Следующий этап — привести в порядок дороги от областных до районных центров. Конечно, в таких местах необязательно организовывать четырехполосное движение, но состояние автомобильных дорог должно быть на высоком уровне.
Во время совещания по вопросам развития сети республиканских автомобильных дорог, 21 октября 2024 года.
🟢Касается каждого
— Леонид Константинович, 2025-й указом Президента объявлен Годом благоустройства. В вашем понимании, что такое благоустройство и на чем надо в первую очередь сконцентрироваться в этом году?
— Благоустройство в широком смысле этого слова охватывает все сферы жизни и деятельности человека. Если говорить по-простому о том, что надо сделать, то необходимо «причесать» свою страну, свою землю. В добром понимании слова. Привести в порядок места общественного пребывания людей. В населенных пунктах навести идеальный порядок. Это касается и территорий промышленных предприятий, и приусадебных участков. По-хозяйски нужно подойти к каждому клочку земли, как того требует Глава государства. Следует распахать участки, которые сегодня не засеваются, привести их в порядок. Снести непригодные объекты сельхозназначения, промышленные объекты, потерявшие актуальность. А освободившиеся земли под этими строениями вовлечь в сельхозоборот. Важно навести порядок на полях, избавиться от вымочек, от кустарников и так далее. Для этого поднять наше население, промышленные предприятия, субъекты хозяйствования, которые должны навести этот порядок. Уверен, что со всем этим мы справимся, в том числе и во время двух республиканских субботников, которые пройдут в нынешнем году.
Следует также ликвидировать несанкционированные свалки, привести в порядок карьеры и рекультивировать те, что уже неактуальны. Отдать эти земли землепользователю.
Важно понимать: этот год непростой и сегодня требуется самоотдача каждого, чтобы наш посильный вклад привел Беларусь к образцовому состоянию.
— Один из элементов благоустройства — это дороги. Во время личных приемов граждан наиболее часто вопросы и обращения касаются именно их. Президент также неоднократно указывал на необходимость реконструкции и ремонта дорог как республиканского, так и местного значения. С какими вопросами обращаются люди и как их можно решить?
— Действительно, на приеме граждан люди часто обращаются именно по вопросам состояния дорожной сети. Особенно это касается дорог, которые связывают населенные пункты друг с другом, а также с районным центром, и дорог внутри населенных пунктов. Поэтому принято решение на 2025-й увеличить финансирование на эти цели по отношению к 2021 году в 2,8 раза. Если в 2021-м выделялось 1,1 миллиарда рублей на дорожную сеть, то на 2025 год цифра составляет 3,1 миллиарда рублей. Причем 90 процентов денег — это средства республиканского бюджета. Запланировано отремонтировать более 5000 километров дорожного полотна и свыше 100 единиц мостовых сооружений. Это большая сумма денег и очень масштабная работа, которую необходимо провести. За 30 лет нашего суверенного государства практически в два раза увеличилась протяженность дорог. В 1,5 раза — протяженность автодорог с твердым покрытием, и сегодня она составляет практически 90 тысяч километров. Это огромная сеть дорог, по ним передвигаются не только граждане Беларуси, но и много гостей, которые приезжают к нам и по состоянию дорог могут дать оценку нашей стране. По инициативе Президента Минск связан с областными центрами скоростными дорогами европейского уровня. По ним передвигаться одно удовольствие.
А вот чего не хватает — так это придорожного сервиса. Куда человек мог бы заехать перекусить, купить что-то и отдохнуть. И это сделало бы еще более привлекательными наши дороги.
🟢Качественный подход
— В продолжение темы хотел бы узнать ваше мнение: надо ли в регионах более активно продвигать собственные локальные бренды в придорожном сервисе? Например, Барановичи славятся своими вкусными лодочками, Кировск — смаженками. Но приобрести такую продукцию можно лишь в определенных магазинах.
— Совершенно правильно. Хороший пример вы привели, Кировский и Барановичский районы. На самом деле не только приезжие высоко оценивают эти продукты, но и местное население их с удовольствием покупает. Надо продукцию рекламировать и продвигать. Ведь у каждого региона есть свои локальные бренды. Поэтому считаю необходимым активизировать работу по строительству объектов придорожного сервиса. И благодаря этому популярность белорусской продукции заметно возросла бы. А нам есть чем гордиться.
— Раз вы упомянули о гордости, чем можно гордиться белорусам с точки зрения дорожной инфраструктуры?
— Можно гордиться в первую очередь безопасностью наших дорог. Все сделано так, как того требует безопасное нахождение на проезжей части. Во-первых, на автомобильных дорогах областного и республиканского значения, которые сегодня соединяют областные центры со столицей, установлены ограждения, препятствующие проникновению тех же диких животных на проезжую часть. Также установлены разделительные ограждения, что обеспечивает безопасность. Водители особенно ценят ровное полотно. Везде есть необходимые указатели. Пешеходные переходы оборудованы световыми указателями и разметкой на дорожном полотне. Я считаю, что такая дорога, по которой комфортно ехать и где обеспечена безопасность, — хороший повод для гордости.
🟢Решить на местах
— Касательно местной инициативы, насколько она действенна в плане улучшения состояния дорог?
— Напомню, сегодня выделены колоссальные ресурсы на ремонт и реконструкцию дорог — более трех миллиардов рублей. И они увязаны по ремонту дорог с интересами местных органов власти и людей. Граждане заявляют о том, что необходимо отремонтировать тот или иной участок. Это, конечно, передается сенаторам, депутатам различного уровня. И, как правило, сочетается именно с планами местных Советов. В процессе работы в течение года мы сталкиваемся с проблемами определенных участков дорог на определенной территории. Там, где, казалось бы, можно избежать дорогостоящих материалов, а применить, к примеру, отходы гранулята и привести в порядок ту или иную часть дорожного полотна. К слову, этот вид материала очень широко используется в населенных пунктах. Сам по себе он недорогой: снимается старый асфальт, складируется в определенной точке. Согласитесь, довольно рачительно использовать его для обеспечения качества дорожного полотна.
— Еще один из вопросов, на котором Президент неоднократно заострял внимание, — доставка продуктов в удаленные населенные пункты. Как решить его сегодня? Достаточно ли в регионах автолавок?
— Всего на территории Беларуси действуют 549 автомагазинов, которые обслуживают 13 800 населенных пунктов, где проживают около 360 тысяч человек. Конечно, из-за длительной эксплуатации часть автомагазинов уже приходит в техническую негодность. Президент Александр Лукашенко поддержал Белкоопсоюз и Указом № 309 определено приобретение в 2024—2026 годах 240 автомагазинов наших отечественных производителей. Они будут укомплектованы всем необходимым оборудованием. В прошлом году из 240 единиц 110 организации потребкооперации уже получили. Еще 130 специальных грузовых автомобилей с торговыми фургонами поступят в 2025—2026 годах. И этого достаточно для того, чтобы доехать в любую точку Беларуси. Даже туда, где проживает один человек. Из республиканского бюджета осуществляется компенсация за определенный километраж, который наезжает автолавка при обслуживании населения. Все это способствует тому, чтобы можно было довести качественную продукцию до самого отдаленного населенного пункта. В этих лавках граждане заказывают нужные им товары. Если не сразу, то в следующий раз они обязательно доставляются потребителю. Здесь на достаточно высоком организационном уровне поставлена работа, чтобы обеспечить наше сельское население всем необходимым и вовремя.
— В конце нашей беседы хотел бы спросить, как вы видите белорусские дороги будущего?
— Самое главное, чтобы они не теряли в качестве, не ухудшались. То, что государство выделяет на них огромные средства, заслуживает благодарности и уважения. По дорогам судят сегодня о республике. В целом они должны быть скоростными, безопасными и с широко развитым придорожным сервисом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6