Во многих больших и маленьких городах и селах Гродненщины есть улицы 17 сентября. После того как эта дата стала государственным праздником, ее важность осознают и люди в возрасте, и молодежь, которая до этого не всегда глубоко интересовалась событиями, увековеченными городской топонимикой. Сегодня каждый факт того времени представляет историческую ценность. Очевидцев практически не осталось, но знать о том, что происходило в середине сентября 1939 года на западе нашей страны, необходимо.
Народ надвое не делится
Доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, кандидат исторических наук Александр Горный предлагает вспомнить, что предшествовало событиям 17 сентября 1939 года:
— Безусловно, это очень важный день для сохранения исторической памяти, новейшей истории нашей страны. Потому что народ жил довольно продолжительное время в условиях разделения, которое произошло после подписания Рижского мирного договора, заключенного в 1921 году. И так ведь могло остаться навсегда. Мы знаем немало примеров, когда многие народы до сих пор живут по две стороны невидимой политической стены. К счастью, благодаря освободительному походу Красной армии белорусы вновь стали единым целым.
⚡Как же жилось белорусам «за польским часом»?
— Горожане и сельчане западных земель в этот сложный межвоенный период жили в разных политических системах, и социально-экономическое развитие проходило в двух противоположных плоскостях, — рассказывает историк. — В восточной части набирало обороты социалистическое строительство, появлялись новые производства, стимулировавшие экономический подъем, снижался уровень безработицы. Не лишним будет вспомнить, что в нынешнем году отмечается 100-летие политики белорусизации, которая официально началась с постановления ЦИК БССР от 15 июля 1924 года. Это дало большой толчок к развитию литературы, искусства, кинематографа. Огромный культурный подъем привел к появлению молодых талантливых имен. В это же время в западной части все шло по совершенно другому сценарию.
⚡Развитие «Крэсаў Усходніх» для польских властей не было приоритетом. Белорусские земли являлись чем-то вроде отсталого аграрного придатка.
— Поляки не учли одного важного факта: на этих территориях начала формироваться белорусская нация, — продолжает мысль Александр Горный. — Однако представители белорусского населения не имели возможности получать образование на понятном языке. Политика полонизации была призвана убрать все этнографические особенности, различия поляков и белорусов. Не могу представить себе развитие нашей культуры без Западной Белоруссии. На этих землях родились Якуб Колас, Янка Купала. В своей докторской диссертации я очень много места уделил изучению биографий активистов белорусского национального движения. Среди них, например, скидельчанин Петр Севрук, создавший вместе с единомышленниками в городе кружок Товарищества белорусской школы, участники которого способствовали развитию белорусской национальной идентичности. В пример можно привести также судьбу Степаниды Тавлай — мачехи поэта Валентина Тавлая. Она организовала в деревне Рудовке Слонимского района белорусскоязычную школу. В своем письме в Вильно она пишет, что уже полгода не получает от польских властей ни одного злотого, но продолжает учить детей на «роднай мове». Можно вспомнить также деятельность легендарной 100-тысячной Белорусской крестьянско-рабочей громады, Товарищества белорусской школы, Белорусского студенческого союза и многих других объединений.
⚡Если вернуться в Гродно, то в 1930-х все белорусские школы, книжные магазины и издательства были закрыты. Молодым талантливым белорусам оставалось только уйти в подполье и ждать освобождения, многим из них пришлось провести лучшие годы жизни в камерах гродненской тюрьмы.
Бои за мост и тюремное восстание
Гродно стал одним из тех городов, где польские силы оказали сопротивление бойцам Красной армии. В боях за город участвовали местное ополчение, полиция, польские гимназисты. Красноармейцам понадобилось три дня, чтобы полностью взять власть в свои руки.
— Во время борьбы за мост через реку Неман 22 сентября был ранен командир Горновых, — делится фактами собеседник. — Несмотря на это, он до конца операции продолжил вести сражение и руководить действиями солдат, отражая очередную атаку. В одной из таких схваток Григорий Горновых погиб. Сейчас на месте его гибели можно увидеть большой камень, где увековечены имя и подвиг героя. Кстати, улица была названа в его честь в том же 1939 году. В городе есть улицы Филиппа Пестрака, Валентина Тавлая, Сергея Притыцкого, Сергея Болдина.
⚡Еще один малоизвестный факт касается восстания политзаключенных гродненской тюрьмы.
— 1 сентября 1939 года на Гродно начали падать немецкие бомбы, и тогда заключенные, а их было больше двух сотен, попросили отправить их на фронт, чтобы бороться с фашизмом, — продолжает историк. — Однако польские власти их не отпустили. 17 сентября по камерам прокатился слух, что Советская армия пересекла границу, в тюрьме начался бунт. 18 сентября к тюрьме подошли рабочие с требованием выпустить политических. Высшая тюремная администрация скрылась, и перепуганные работники вынуждены были выполнить это требование. Когда об этом узнали заключенные, они выломали двери своих камер. Руководил этим процессом Филипп Пестрак, проведший в польских застенках 11 лет. Освобожденные люди вооружились и пошли к Дому профсоюзов, который находился возле православного собора по улице Ожешко. Здесь поляки встретили их шквальным огнем. Часть повстанцев убили во время перестрелки, часть отправили обратно тюрьму, обещая расстрелять всех через пару дней. А через два дня в город вошли войска освободителей.
Началась новая жизнь, прежде всего для белорусской интеллигенции, получившей хорошие социальные лифты. Здесь в пример можно привести Сергея Притыцкого, который, имея за плечами два класса школы, после объединения земель смог вырасти до партийного лидера области.
Школа № 2 и ее лекторская группа
Улица 17 сентября расположена практически в центре Гродно. Среди малоэтажных зданий выделяется средняя школа № 2 имени В. Ю. Саяпина, построенная в 1967 году. В учебном заведении ко Дню народного единства в 2021 году открыли музейную комнату, посвященную событиям 1939 года.
⚡Учитель истории Нина Павлова знакомит с ребятами из лекторской группы. Учащиеся 11 «А» Ульяна Таболич, Вероника Лебецкая, Всеволод Парфенчик и Глеб Тарасик проводят экскурс в историю для школьников разных возрастов.
— Каждый экспонат дает возможность заглянуть в прошлое, познакомить посетителей с традициями белорусов того периода, — рассказывают 11-классники. — Этнографический материал представляет собой предметы быта и личного пользования конца XIX — начала XX века, среди которых изделия ручной работы, плетеные корзины, шкатулки, гончарные изделия, обручальные кольца. Особенно ценны детские игрушки и елочные украшения, которые принесли нам из личных коллекций местные жители. Экспозиция скромная, но информативная. В ней три раздела. Второй посвящен освобождению Западной Беларуси от польской оккупации и немецко-фашистских захватчиков, в третьем выставлены книги, фотоснимки и рисунки, рассказывающие о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, героическом подвиге белорусов под названием «Смотри и помни». Вот эти макеты боевой техники были созданы нашими одноклассниками под руководством педагога по трудовому обучению.
⚡На отдельном столике предлагают полистать газеты 1940-х годов, где можно найти статьи, передающие радость от воссоединения белорусского народа. Нина Павлова говорит, что благодаря музейной комнате большинство школьников понимают важность даты 17 сентября для современной Беларуси:
— Улица 17 сентября обрела название еще в 1940 году, однако не все ее жители до недавнего времени знали о значимости даты, пока Глава государства не утвердил празднование Дня народного единства, — отмечает учитель истории. — Подрастающее поколение должно знать, что именно в эти сентябрьские дни 1939 года свершился акт исторической справедливости и белорусские земли приобрели современные границы. В основном фонде 98 экспонатов, и процесс их сбора продолжается. Сложность в том, что не осталось живых свидетелей, которые могли бы поделиться личными воспоминаниями. И все-таки даже имеющиеся артефакты выполняют несколько функций: приобщают учеников к научно-исследовательской работе, воспитывают чувство патриотизма, напоминают о героическом прошлом Родины, способствуют выработке правильной гражданской позиции.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев