А народной песня может стать в том случае, когда нам неизвестно, кто её придумал, - вследствие того, что много времени прошло, и авторы её забылись, или же по той причине, что она собой не представляет ценности для общества: поётся где-нибудь в определённой местности – в деревне, например, какой-нибудь, или на хуторе. И в этом плане песня «Вьюга», о которой мы сейчас слегка
поговорим – наверное, одна такая: в смысле новая и очень-очень популярная – везде, - но, тем не менее, народная, -
ЗАГАДКА, А НЕ ПЕСНЯ.
Ей от роду то лет пять всего, не более, а популярной она стала года три назад, когда её запели все, кто только может: и на сцене, и в застолье, и на караоке, - даже и не знаю с чем её сравнить сейчас по популярности: завьюжило страну, - накрыло прямо. А до этого её никто не знал, и близко даже, - если б знали, заметелело бы раньше, - ведь такие песни – мелодичные, распевные и вмиг цепляющие за душу не часто появляются, а очень-очень даже редко. Есть, конечно, версия обратная: что песня эта – «Вьюга» - давняя, и что поют её в Сибири много лет уже – на всех гулянках, вечеринках. Может быть. Но в это верится с трудом. По
крайней мере, лично мне. Ведь автор этих строк прожил в Сибири много лет, - родился там и вырос, путешествовал немало в своё время, - всю Сибирь практически объездил, - и всю жизнь песни пел, и был всегда бок-о-бок с теми, кто поёт. Но ни в одном сибирском регионе песню эту я не слышал, - не было её, - она бы от меня не спряталась, - уверен в этом на все сто, - а сочинили эту песню, видимо, совсем недавно, - может, даже и у нас, в Сибири.
Так же я уверен в том, что песня эта – «Вьюга», если уж она совсем бесхозная и авторство её покрыто мраком, - всё же - рУсская народная. А не цыганская. Причём цыгАне здесь, вы спросите?.. При том, что в интернете – сплошь и рядом – все практически ресурсы представляют эту песню, как «цыгАнскую народную», и, соответственно, цыгане сами так же почему-то в один голос признают её своей. А это далеко не так. Во-первых: нет на это доказательств, - ни малейших, - ну, ни одного. А во-вторых: давайте, включим логику и поразмыслим: могут ли цыгане, вообще, хоть как-нибудь претендовать на эту песню. И начнём с того, что вспомним о цыганах, - так, слегка: чтО это за народ такой.
Вот, англичане, например, считают, что они пришли в Европу из Египта, - и поэтому зовут их словом «gypsies», - то есть, «египтяне». Таковыми же считают их и многие другие европейские народы, - по-испански вот ещё, к примеру, их зовут «gitanos», - это тоже означает историческую связь народа этого с Египтом. А у нас они – цыгане, - это греческое слово, - переводится оно буквально, как «неприкасаемые». И это говорит о том, что греки знали больше о цыганах, чем кто-либо. Древней их прародиной является на самом деле далеко не Северная Африка, а Индия. Оттуда все они и вышли, - не хотели быть «неприкасаемыми».
Это – Индия, там касты – раз и навсегда, - родился в касте этой, в ней ты и умрёшь, - без вариантов. Только ведь и в кастах этих тоже есть свои
разграничения, - «подкасты», скажем так. И в этом плане весь народ цыганский можно разделить на три большие группы. Высшая из них – мастеровая группа, - главными в которой были кузнецы, - отменные, причём. Вторая группа – артистическая: в ней и музыканты, и певцы, и дрессировщики, и акробаты, - в общем, на все руки, - и опять же – редкие умельцы в своём деле. Ну, а третья подкаста … маргинальная, - в семье, что называется … - беда, короче, - из-за них вот у цыган и все проблемы.
А ушли они из Индии в Ромею, - так вот правильно и называлась Византийская империя: отсюда вот и «ромы» - их цыганское самоназвание, - отсюда и «ромалы». Долго они жили в Византии, а потом, когда она была захвачена османами, ушли в Европу. Первыми, причём, бежали маргиналы, - турки не щадили их. Но и в Европе тоже им не мёд был, - вскоре начались гонения, и более того: на кочевых цыган была объявлена охота, - за людей их в большей части европейских стран не принимали. В Пруссии, к примеру, по приказу короля Фридриха Вильгельма I в начале XVIII века их отлавливали и предавали смертной казни – всех цыган – вообще - и женщин, и мужчин, достигших 18-ти лет. А в Англии указом королевы Елизаветы I казнили даже и «друзей цыган» - из англичан, которые пытались им помочь. Такая вот она была, Европа – родина фашизма. Статус личности впервые признан был за ними только
лишь у нас, в России, - наконец-то, был введён запрет на их убийство. Произошло это в начале XIX века, когда в Российскую империю вошли Молдавия и часть Румынии Валахия, где обитало очень много таборных цыган, бежавших от преследований со всей Европы. А румыны были к
ним «гуманны», - не казнили их, а делали рабами. И понятно, что у нас с отменой крепостного права все цыгане тоже стали вольными людьми.
Но в то же время, а вернее даже раньше – ещё с первой трети XVIII века – представители других цыганских групп – артисты, музыканты, циркачи давно уже с упехом обживали необъятные просторы нашей Родины. Селились в основном близ крупных городов, где можно было выступать перед народом со своими номерами. Как-то всегда мы относились к ним терпимо, - благосклонно даже, - никогда не обижали. Первый музыкальный коллектив из них образовал в своём поместье граф Орлов-Чесменский – фаворит императрицы. Он же и придумал им цветастые наряды, ставшие для них потом уже традиционными. И постепенно, как-то незаметно прямо на глазах цыганские ансамбли стали очень модными у нас в России. Ими увлекались и аристократы, и простой народ. В трактирах они пели и плясали, в кабаках, а так же и в престижных
ресторанах. Самый знаменитый их ансамбль выступал в московском ресторане «Яр», где ими управлял известный русский музыкант и композитор Яков Пригожий. Он же начал их и вывозить – по всей стране – с гастролями, которые тогда имели просто оглушительный успех. И он же начал им формировать репертуар – писал для них романсы: «Милая», к примеру, «Мой костёр», «Ухарь-купец», «Окрасился месяц багрянцем», «Когда я на почте служил ямщиком», «Коробейники», «Пара гнедых», -
всего он написал для них примерно 200 песен, - многие из них с успехом
исполняются цыганскими ансамблями и в наши дни. Однако в их репертуаре были песни и свои – цыганские, - немного, правда, - если честно, их по пальцам можно перечесть, - ну, может, если хорошенько поискать, с десяток наберётся, - да и то в них, в этих песнях много русских слов. Вот, «Шатрица», к примеру, - помните, такую – очень популярная, - она является для них практически визитной карточкой: «Ай-да-ну-да-ну-да-най, дра-да-ну-да-най», - но в ней вдруг – раз: и русское словечко промелькнуло «не ломайся», а потом ещё и «собирайся», и другие русские слова. И «Солнышко» ещё припомнить можно – тоже песня просто сногсшибательная: «Ой, не будите тумэ ман молодого.Ай, да пока солнышко ромалы не взойдёт…»
Так, вот. Возьмём мы даже и десятка два их песен, - очень хорошенько покопаем интернет. И что?.. И ни в одной из них не будет даже и словечка о зиме, - о вьюге, о метелях, о буранах, и, вообще, о снеге. Ну, а как иначе-то?.. С чего бы им – южанам, - воспевать вдруг наши холода?.. Вот мы, действительно, поём о них, - и очень даже часто. Вьюга – может быть для нас подругой, но никак не для цыган. Поэтому, уж, извините,
граждане-товарищи цыгане, - песня эта вашей быть не может, - ну, никак!.. К тому же и распев совсем не ваш. Вот, что у вас обычно: «ай-на-нэ» - по многу раз, а слов совсем немного. Ну, и молодцы, ребята, - так и продолжайте: «ай-на-на» ещё давайте, - «ай-на-ну», - мы любим ваши песни, - без проблем. Вот только наши то себе присваивать не надо.
И ещё один момент. Во всех без исключения так называемых «цыганских» вариантах этой песни – «Вьюга», - звучит всего лишь два
куплета, а потом в повторе снова первый. Почему?.. Ведь в песне этой три куплета, это точно. И такое ощущение, что кто-нибудь когда-нибудь услышал эту песню, - из цыган, конечно, - и запомнил только два куплета, а вот третий в памяти не отложился почему-то. Ну, и ладно. Хватит с них и двух, - добавим «ай-на-нэ» и всё нормально будет, в случае чего. Вот песню «Ивушки» цыгане, как поют, к примеру?.. Добавляют после каждой строчки «ай, ромалэ», «ай, чавалэ», а придурки разные за ними повторяют, - тоже ведь она к цыганам не имеет никакого отношения, - на сто процентов эта песня русская – народная. И ведь таких примеров очень много.
Ладно. Мы – народ не жадный, - им ведь трудно что-либо доказывать, - пускай, поют, - пусть даже и с двумя куплетами. А мы поём и будем петь её всегда – по-настоящему, - с тремя. Как вот ансамбль «Балагуры» эту песню исполняет, - очень даже хорошо. И ни к чему здесь лишние припевки и излишняя наигранная страстность, - люди просто от души её поют, - по-русски.
Ну, а в кадре видим мы классический советский фильм – «Метель». Никто так снимал красиво снежные пейзажи, как Владимир Басов, - да к тому же и на фоне русской старины, - какая прелесть! А солирует в
ансамбле «Балагуры» очаровательная Елена Гафиатуллина. И ей подыгрывает Андрей Сандалов – лучший балалаечник страны, - он нам хорошо известен по работе с группой «Белый день». И мы, конечно, подпоём Елене:
Вьюга, вьюга — ты моя подруга
Вьюга, вьюга — небо замело.
Ты моя подруга, ты мети родная.
Всё что было, вьюга, время замело.
Солнце, солнце, выгляни в оконце
Солнце, солнце — снегом замело
Ты моя подруга, ты мети родная.
Всё, что было, вьюга, время замело.
Всю-то, всю-то, всю мою дорожку
Белым снегом, вьюгой замело.
Было время, время золотое.
И оно промчалось, и оно ушло.
Из книги Виктора Арышева «Мой песенный роман» том 1.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев