Диагностический этап исследования является наиболее важным во всей работе. Корректно подобранные методы и методики работы на этом этапе прямо влияют на достоверность и надежность конечных результатов. Изучение теоретико-методологических и концептуальных основ изучаемой проблематики позволило выделить ряд методик, которые отвечают требованиям валидности и достоверности.
Ключевые слова: пищевое поведение, деструктивное поведение, РПП, расстройства пищевого поведения, анорексия, булимия, эмпирическое исследование, анкетирование, опросник, копинг-стратегия, поведенческая реакция.
The diagnostic stage of the study is the most important in the whole work. Correctly selected methods and methods of work at this stage directly affect the reliability and reliability of the final results. The study of the theoretical, methodological and conceptual foundations of the studied problem has allowed us to identify a number of methods that meet the requirements of validity and reliability.
Keywords: eating behavior, destructive behavior, RPP, eating disorders, anorexia, bulimia, empirical research, questionnaire, coping strategy, behavioral reaction.
Согласно статистическим данным национальной ассоциации по расстройствам пищевого поведения около 70 миллионов человек во всем мире в настоящее время страдает какими-либо видом пищевого расстройства, данные показатели увеличиваются с каждым годом. Наибольшая распространенность случаев пищевых расстройств приходится на развитые и развивающиеся страны. Так, например в Соединенных Штатах зафиксировано около 103,54 случаев расстройств на 100 000 человек, в Соединенном Королевстве около 101,96 случаев, в Канаде показатель составляет 80,48 случаев. Также высоки показатели во Франции (102,39 случаев) и Австралии (98,93 случаев). В России этот показатель значительно меньше (35,34 случаев), но он все же превышает тот же показатель в таких странах как Беларусь, Украина, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. В данных странах эти показатели составляют 32,28; 26,42; 26,81; 32,43; 25,96 случаев соответственно [1]. Исходя из этих данных важно понимать, что различные виды пищевых расстройств является масштабной проблемой.
Одной из актуальных проблем в нашей стране на сегодняшний день является рост показателей, указывающий на повышение распространенности расстройств пищевого поведения среди населения (РПП). Данные разнятся в зависимости от регионов, но в любом случае прослеживается динамика на повышение. Так, при обращении к источникам статистических данных мы можем отметить рост распространенности расстройств пищевого поведения в России с 2000 по 2021 год [2], при этом показатели в 2021 году на 26% превосходят такие же показатели 2000 года.
К расстройствам пищевого поведения относятся психологические расстройства, связанные с неправильно сформированным отношением к еде. Возможно выделить общие признаки, указывающие на наличие у человека расстройства пищевого поведения:
Изменение аппетита, характеризующееся внезапным повышенным желанием приема пищи либо отсутствием такого желания, появлением нетипичных вкусовых предпочтений.
Изменение отношения к пище, вызванное различными стрессовыми ситуациями, при которых человек не может есть то, что хочет; не может есть в определенное время или в каких-либо условиях.
Изменение восприятия образа собственного тела, при котором у человека формируется негативное мнение о своем внешнем телесном виде.
Нарушения пищевого поведения - человек может есть слишком много или слишком мало еды; отказывается от определенных продуктов; отказывается есть в определенных местах и/или условиях.
Таким образом, расстройствами пищевого поведения являются психические расстройства, связанные с настройкой и контролем потребления пищи, выражающиеся в поведенческом реагировании человека на еду и на те процессы, которые связаны с приемом пищи. При нормальном пищевом поведении человек ест по голоду, не ограничивает себя в еде, чувствует вкус съедаемого блюда, понимает, когда наступает момент насыщения.
Различные практические исследования, проведенные отечественными авторами, указывают на тот факт, что расстройства пищевого поведения у зависимых берет свое начало из детства и причиной тому является неправильно выстроенный воспитательный процесс, являющийся травмирующим для психики ребенка и/или наличие травмирующих ситуаций, которые пришлось пережить человеку в первые годы жизни. Такое положение приводит к определенным поведенческим реакциям, а в дальнейшем формирует характер человека.
Пищевая аддикция является поведенческой реакцией, при которой еда выполняет подкрепляющую, позитивную и/или наказывающую, ограничивающую функцию. При попадании в стрессовую ситуацию человек выбирает для себя такой способ реагирования, который является для него наиболее привычным. Чаще всего у пищевых аддиктов проявляется псевдоадаптивное, неконструктивное копинг-поведение с преобладанием деструктивных защитных механизмов. Аддиктивное поведение сопровождается желанием уйти от реальности путем изменения внутреннего состояния с помощью каких-либо средств, в данном случае еды. Используя еду, человек меняет свое эмоциональное состояние.
Людей, склонных к пищевой аддикции, в зависимости от того, каким поведенческие стратегии они используют в стрессовых ситуациях, можно разделить на две группы. Аддикты из первой группы отличаются высокой тревожностью, ранимым характером, мнительностью, стыдливостью, обладают низкой самооценкой, склонны к депрессиям, не умеют налаживать межличностные отношения. Личностные особенности аддиктов из второй группы - стремятся к власти и подавлению других людей, в отношениях играют доминирующую роль, чрезмерно амбициозны и уверенны в себе.
Условное разделение на две группы соответствует предрасположенности зависимого человека к тому или иному расстройству пищевого поведения. Люди из первой группы чаще страдают булимией, для них свойственно повышенное ожидание внимания от других людей, немотивированность, нарушенная мотивация, временная перспектива, заниженный уровень осознанности, эмоциональная опустошенность. Люди из второй группы склонны к анорексии. Такие люди часто живут по принципу “все или ничего”. К собственному внешнему виду относятся как безобразному, не соответствующему стандартам. Такое же отношение они испытывают и к своей личности. На фоне голодания и высокой активности считают, что смогут добиться успехов в жизни.
При работе с зависимым поведением клиента необходимо сформировать целостный подход, включающий в себя как практические наработки современных авторов, так и концептуальные основы, раскрывающие особенности психического аппарата личности, имеющей расстройства пищевого поведения.
Теория З.Фрейда о психологических механизмах психики. Психологические защиты являются способом борьбы психического бессознательного в болезненных и травмирующих условиях. Изначально, психологическая защита помогает сбалансировать состояние личности - человек меняет свое поведение, не удерживая в памяти тяжелые воспоминания. Эти воспоминания не уходят бесследно, а уходят в бессознательное, а трансформированное поведение человека остается с ним и в дальнейшем. При повторении такой же или похожей ситуации, такое поведение проявляется снова, таким образом вырабатывается определенный паттерн поведения, ведущий к формированию зависимости.
Концепция А. Маслоу о базовых потребностях человека объясняет, что для личностной реализации человеку необходимо в первую очередь закрыть потребности низшего порядка, для того чтобы перейти к потребностям высшего порядка. Создание благоприятной обстановки для удовлетворения всех базовых потребностей должны обеспечивать родители. С младенчества до позднего подросткового возраста через воспитательные процессы ребенку передаются основные навыки, которые в дальнейшем будут способствовать его взаимодействию в социуме. Родители закладывают в детях не только социально-приемлемые нормы и правила адекватного поведения в обществе, культурные ценности и другие смысловые компоненты межличностного взаимодействия, но вместе с тем формируют определенное пищевое поведение.
В 1958 году Д. Боулби вывел теорию привязанности. В рамках своей теории он описал важность поддержки матери при воспитании ребенка. Он указал на возникновение психопатологических отклонений в характере ребенка при отсутствии материнской любви и заботы. По мнению Д. Боулби привязанность обеспечивает ребенку биологическую и психологическую защиту, помогает сформировать психический механизм, способствующий адекватному построению межличностных отношений в будущем.
Эксперимент, проведенный М.Д. Эйнсворт в 1965 году, показал, что еще в раннем детстве ребенок нуждается в закрытии базовых потребностей физиологического плана, таких как потребность в безопасности, утоление голода, жажды, потребности в тактильной коммуникации. Здоровая привязанность способствует гармоничному развитию ребенка, отсутствие такой привязанности приводит к развитию патологического состояния, выражаемого в различного рода зависимостях, в том числе и пищевой.
Д. Винникотт, представитель объектных отношений, отстаивал точку зрения, согласно которой у ребенка после рождения уже имеется потребность в отношениях. Гармоничное воспитание служит основой для формирования базового доверия к миру, исключая или минимизируя психопатологические проявления личности в будущем. Д. Винникотт подчеркивал важность создания гармоничных условий при воспитании ребенка на самых ранних этапах развития. Основа психического здоровья лежит в “удачном начале”, именно это дает положительный эффект в дальнейшем.
Концепция Ф. Дольто, посвященная самому раннему периоду жизни ребенка, раскрывает такое понятие как “бессознательный образ тела”. Данное понятие включает в себя полученный опыт ребенка, основанный на его взаимодействии с матерью. Насколько гармоничным будет его дальнейшее психическое и физическое развитие зависит от тех чувств и эмоций, которые он получает от матери и других членов семьи в ранний период жизни. Представления об образе своего тела имеют бессознательный характер. В этом случае происходит тесное неосознаваемое переплетение психического и телесного. От того, насколько благоприятный бессознательный образ тела сложится у ребенка, будет зависеть формирование его поведенческих паттернов. Опираясь на положения представленной концепции, становится очевидным, что отсутствие эмоционального взаимодействия между матерью и ребенком, нарушается психическое развитие, что ведет к патологическому состоянию в будущем.
В трудах, посвященных психологическим и психолого–педагогическим вопросам развития ребенка, А.Н. Леонтьев указывал на то, что развитие ребенка происходит непосредственно при передаче жизненного опыта от родителей, а также в процессе активной деятельности и общении с другими людьми, то есть психика ребенка формируется в основном под воздействием внешних факторов. Таким образом, человек есть то, что он принял от своих родителей и социальной среды. В данном взаимодействии ребенок выступает субъектом отношений.
В концепции К.А. Абульхановой-Славской человек также выступает как субъект психической деятельности и основывается на объективных особенностях его жизнедеятельности и общественного взаимодействия. Приобретая навыки саморегулирования в процессе взаимодействия с внешними предметами и обстоятельствами личность приобретает собственную целостность, самостоятельность, индивидуальность. И эти приобретенные навыки характеризуют человека определенным образом. Таким образом, при формировании личности в основу ложаться исходные факторы, влияющие на это развитие.
Возрастные периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина основываются на ведущей деятельности индивида и социальной ситуации, которая влияет на человека в процессе его развития. Согласно данным периодизациям ребенок в период от рождения до семнадцати лет проживает несколько нормативных кризисов. Каждый кризис является переходом от одного возрастного периода к другому. В каждый возрастной период ведущие интересы различны. Если в возрасте до года ребенку важно личностно-эмоциональное общение с родным человеком, то, к примеру, в возрасте 11 - 15 лет на первом плане стоит признание, которое он будет стремится получить в коллективе сверстников. Таким образом, на личностные особенности индивида накладываются социальные факторы. Насколько адаптивно ребенок будет справляться в новых условиях каждого возрастного периода зависит от полученного детского опыта. В случае пренебрежительного или даже, имеющего элементы насилия, отношения, ребенок будет пренебрегать своими потребностями, всячески наказывать себя за проступки, лишать себя удовольствия. Такая манера поведения в условиях кризиса может провоцировать нервные срывы, депрессии, другие деструктивные проявления. Подобное поведенческое реагирование будет закрепляться в характере ребенка, приводя к патологическому состоянию, ведущему к зависимости.
Концепция В. Франкла, получившая название логотерапии, заключается в стремлении человека найти смысл собственного существования в этом мире. Рассмотрение темы пищевой зависимости в рамках концепции логотерапии является наиболее уместным. Люди, страдающие расстройствами пищевого поведения, в буквальном смысле слова скованы тисками негативных установок, берущих начало в детском возрасте. В текущем моменте зависимый человек не может конкретизировать свою проблему, он находится в постоянных пищевых срывах, ограничениях, зацикливается на обретении желаемой формы. Обретение свободы возможно через поиск личных ценностей, которые человек утратил. Находясь во власти зависимости, человек находится под давлением чуждых ему ценностей. Воля зависимого не соответствует его собственным устремлениям.
Опираясь на теорию В. Франкла, А. Лэнгле вывел четыре фундаментальные экзистенциальные мотивации: “мочь”, “нравиться”, “иметь право”, “долженствовать”. Согласно перечисленным мотивациям для благоприятного прохождения жизненного пути человек должен иметь возможность для реализации своих целей, чувствовать себя в безопасности; ему должно нравиться то, что он делает, это должно приносить ему удовольствие; он должен понимать и принимать свое право на самоидентичность с присущими ему особенностями. Один из главных мотивов подразумевает понимание человеком смысла своего существования и неустанное следование к этому смыслу.
Э. Берн объясняет поведение человека с позиции транзактного анализа, согласно которому человек под влиянием сформированных личностных структур строит взаимодействие с другими людьми. Э. Берн вводит понятие сценарий. Выработанный в детстве сценарий человек использует в дальнейшей своей жизни, сценарный процесс встречается на протяжении всей его жизни: раз за разом повторяются попытки пропустить реальное положение через детские эмоции, воссоздать настоящую ситуацию с новыми людьми, но старыми чувствами, прожить еще раз и закрепить негативный опыт. Сценарные предписания каждый человек проносит через свою жизнь, они определяют особенности его поведения во взаимоотношениях. Человек, выработавший деструктивные сценарии, застревает в повторяющейся череде неблагополучных событий, происходящих в его жизни. Он лишается свободного выражения своих чувств и потребностей, не имеет возможности к личной проявленности, непостоянен, вспыльчив, непредсказуем, часто раздражителен, подвержен депрессиям.
Принципы формирования жизненных сценариев под влиянием детского опыта отражены в концепции Д. Янга, носящей название схема-терапии. Принципы схема-терапии основываются на способности человека удовлетворять личные базовые потребности. Если в раннем возрасте базовые потребности не удовлетворяются, то это приводит к развитию дезадаптивных паттернов поведения, при которых человек неосознанно действует по определенной схеме. Поведенческие схемы выявляются посредством опросного метода. Выявленные таким способом дезадаптивные схемы поведения позволяют диагностировать различные личностные расстройства, в том числе пищевую зависимость.
Объединение перечисленных концептуальных подходов в контексте заявленной темы позволяет достаточно широко и объемно раскрыть механизм формирования психопатологического состояния человека, имеющего расстройства пищевого поведения и травмирующий опыт в детстве; выработать направление работы, призванное скорректировать психическое состояние.
Целью диагностического этапа исследования является выявление взаимосвязи травмирующего опыта, пережитого человеком в детстве или пережитой травмирующей ситуации в более взрослом возрасте на развитие определенных последствий, отражающийся на восприятии своего образа тела и меняющего пищевые привычки. Грамотно выстроенная диагностическая работа позволяет выстроить программу, направленную на психологическую поддержку, коррекцию имеющихся поведенческих паттернов, стабилизацию состояния человека, страдающего РПП.
Эмпирическая часть исследования включает в себя следующие шаги: поиск экспериментальной базы, наиболее подходящей по параметрам и соответствующей проблеме исследования; знакомство с участниками исследования; ознакомление участников исследования с сутью исследования для выявления их мотивации к участию в исследовательском мероприятии; инструктирование участников о методах и способах диагностики; сбор информированных согласий от участников и непосредственное проведение диагностики; обработка полученных в ходе диагностики данных; интерпретация результатов; формулирование и изложение выводов.
Для подтверждения гипотезы исследования наиболее корректным было использование следующих методик:
тест Кеттелла, 16PF, форма C (Э.С. Чугунов, А.Н. Капустин, Л.В. Мургулец, И.М. Палей (1972);
опросник образа собственного тела (авторы О.А. Скугаревский, С.В. Сивуха);
ситуативная неудовлетворенность образом тела (Situational Inventory of Body-Image Dysphoria, SIBID);
тест пищевых установок (ЕАТ-26);
методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г. В. Лозовой;
тип привязанности в близких отношениях у взрослых ECR-R (К. Бреннан, С. Кларк, Ф. Шейвера: в адаптации Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширского);
опросник по выявлению способов совладающего поведения (WCQ, Richard Lazarus, Susan Folkman, 1988; Авторы: R. Lazarus, S. Folkman (1988), в адаптации НИПНИ (2009);
тест на определение индекса жизненного стиля (R. Plutchik, H. Kellerman, H. R. Conte, 1979; адаптация Л. И. Вассерман (2005), в адаптации НИПНИ (1999).
Все опросники были проверены на предмет надежности и валидности.
Тест Кеттелла, 16PF, форма C (Э.С. Чугунов, А.Н. Капустин, Л.В. Мургулец, И.М. Палей (1972). позволяет провести факторный анализ личности. Данная методика выявляет независимые друг от друга и одновременно содержательные факторы. Анализ выявленных факторов раскрывает индивидуальное своеобразие личности и позволяет прогнозировать поведение человека в определенных жизненных ситуациях. Опросник позволяет наиболее полно оценить личностную сферу человека, оценивает личность по таким факторам как замкнутость – общительность; интеллект; эмоциональное состояние; подчиненность – самоутверждение; сдержанность – экспрессивность; нормативность; робость – смелость; практицизм – чувствительность; доверчивость – подозрительность; практичность – мечтательность; прямолинейность – дипломатичность; спокойствие – тревожность; консерватизм – радикализм; конформизм – нонконформизм; самоконтроль; расслабленность – напряженность; тревожность; интроверсия – экстраверсия; чувствительность – уравновешенность; конформность – независимость. Опросник имеет шкалу лжи, оценивающую уровень правдивости ответов участников, что является немаловажным для получения корректных данных. Чтобы избежать эмоциональной утомляемости участников, был выбран вариант C опросника, так как он имеет меньшее количество вопросов. Также неоспоримым преимуществом опросника является возможность достаточно согласованного анализа данных при помощи графика. Форма С опросника позволяет применять данную форму теста как экспресс-методику и направлена на опрос совершеннолетних клиентов, имеющих среднее образование и выше [4].
Опросник образа собственного тела (О.А. Скугаревский, С.В. Сивуха) направлен на выявление искаженного восприятия образа собственного тела у респондентов. Неадекватное восприятие образа собственного тела подавляет сигналы, отвечающие за ощущения голода и насыщения, что является причиной расстройств пищевого поведения. Принятие себя через восстановление контакта с телом является важным шагом на пути к здоровому отношению с пищей, и нормализации пищевого поведения. Опросник содержит в себе 16 вопросов и является экспресс-диагностикой [2, 9, 10].
Опросник ситуативной неудовлетворенности образом тела (Situational Inventory of Body-Image Dysphoria, SIBID) позволяет оценить негативное отношение к собственному телу при попадании человека в определенную ситуацию. В различных жизненных ситуациях, имея какие-либо личностные установки в отношении своей внешности, человек по-разному проявляет себя, что, в свою очередь, запускает механизм регулятивных и установочных психологических процессов. С помощью опросника можно выявить социальные контексты, которые представляют собой особый источник стресса для пациентов с проблемами и нарушениями в восприятии образа собственного тела. Опросник содержит в себе 20 вопросов, в то же время позволяет определить наиболее стрессовые ситуации для респондента и направить профилактические мероприятия именно на эти моменты [3, 8].
Тест пищевых установок (ЕАТ-26), разработанный Институтом психиатрии Кларка университета Торонто в 1979 год, широко применяется при диагностировании у респондентов таких пищевых патологических состояний, как анорексия и булимия. ЕАТ-26 в настоящее время является самым распространённым инструментом исследований расстройств пищевого поведения. Опросник содержит 26 вопросов, при подсчете результатов вероятность наличия пищевой зависимости будет прямо зависеть от итогового значения [4].
Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г. В. Лозовой. Психологические мотивы, ведущие к различного рода зависимостям имеют схожие психологические механизмы. Зависимый человек, при обращении к различным видам зависимостей прежде всего стремится изменить собственное психофизическое состояние. Такое влечение переживается им как импульсивное. При наличии у человека одного вида зависимости всегда имеется вероятность того, что имеющейся зависимость перерастает в другую. Данная диагностическая методика имеет 70 утверждений и рекомендована для применения в комплексе с другими методиками. Ее применение позволяет вовремя отследить риск развития вторичных зависимостей [5].
Тип привязанности в близких отношениях у взрослых ECR-R (К. Бреннан, С. Кларк, Ф. Шейвера: в адаптации Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширского). С помощью данного опросника исследуется тот стиль привязанности к близким людям (будь то члены семьи, друзья или партнеры), который сформировался у человека у человека на основе его жизненного опыта. Изначально опросник создавался на основе теории привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт. Опросник призван решать широкий круг теоретических и прикладных проблем, берущих начало в детстве, может служить инструментом для профилактики и коррекции нарушений в развитии личности. Применение теста возможно при решении различных запросов клиентов. Допускаются различные форматы применения, как индивидуальный, так групповой и применение в паре [11].
Опросник по выявлению способов совладающего поведения (WCQ, Richard Lazarus, Susan Folkman, 1988; Авторы: R. Lazarus, S. Folkman (1988), в адаптации НИПНИ (2009). Опросник направлен на измерение индивидуальных копинг-стратегий личности в определенных ситуациях. Согласно теории Р.Лазаруса способы совладания человека в каждой отдельно взятой ситуации зависят не только от его личностных характеристик, но также и от самой ситуации, в которую человек попадает. С помощью данного опросника оцениваются две базовые стратегии поведения человека - проблемно-ориентированный копинг и эмоционально-ориентированный копинг. Перед началом прохождения опросника респондента просят представить ситуацию, вызывающую у него наибольшее напряжение и опираясь на эти воспоминания, ответить на предложенные вопросы. В рамках данного исследования такой ситуацией выступают отношения с едой [6].
Тест на определение индекса жизненного стиля (R. Plutchik, H. Kellerman, H. R. Conte, 1979; адаптация Л. И. Вассерман (2005), в адаптации НИПНИ (1999). Данный опросник включает в себя 97 утверждений, на которые респонденту необходимо дать ответы по типу “верно - неверно”. С помощью опросника изучаются восемь видов психологических защит: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия, описывающих личностные реакции человека в различных жизненных ситуациях. Результаты прохождения опросника позволяют построить профиль защитной структуры обследуемого [7].
Все опросники были проверены на предмет надежности и валидности.
Для участия в исследовании была разработана анкета, раскрывающая социальный статус респондента. Анкета включает в себя два блока вопросов – первый блок дает общее представление о человеке и включает в себя такие вопросы, как уровень образования, профессию, семейное положение, социальные контакты, увлечения; второй блок содержит вопросы, отражающие личное отношение респондента к проблеме РПП.
Перед началом диагностических мероприятий каждому участнику было предложено ознакомиться с добровольным информированным согласием на участие в исследовании. Согласие составлено в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ. Включает в себя такие пункты как предмет согласия, условия участия в исследовании, персональные данные, которые будут использованы, сроки использования персональных данных, возможность прекращения участия и отзыва персональных данных, ответственность организатора за использование и надежное хранение персональных данных участников. Главной особенностью согласия является кодирование данных участников и дальнейшее использование диагностической информации исключительно в закодированном виде.
Работа с респондентами, имеющими различные виды расстройств пищевого поведения в силу того, что эти люди имеют травматический опыт, имеет свои особенности. Прохождение диагностического этапа требует корректного отношения к клиентам. Таким образом, помимо проведения анкетирования и опроса, в ходе исследования применялись методы беседы и рефлексивного слушания. Беседа носила как формализованный, так неформализованный характер. Формализованная беседа проходила при проведении анкетирования и заключалась в сборе информации об участнике исследования. Прохождение тестирования при помощи опросников требовало неформализованного участия организатора исследования.
Статья размещена на платформе ММА:
https://mmamos.ru/wp-content/uploads/2024/11/konferens_1_next_2024.pdf М.В. Шадрина
Нет комментариев