(Саломатовское) Саломатовская волость
От куда взялось слово Саломат - это блюдо из муки с солью и маслом. Жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира или кислой простокваши. Варят до состояния жидкого киселя.Такую похлебку ели бедные крестьяне. По сведениям датой основания села Саломатное считается 1758 г., по другим –1765 г. Начало д. Саломатной (Саламатной), расположенной на берегу озера Саломатное, положило зимовье с таким же названием. Появилось оно по указу администрации и располагалось на пути к Ново-Ишимской оборонительной линии. Для проезжающих к ее крепостям и редутам служилых людей жители зимовья должны были доставлять съестные припасы и продавать овес для их лошадей. По одним сведениям датой его основания считается1758 г., по другим –1765 г. Основателем села Саломатное был крестьянин Григорий Афанасьевич Казанцев. Первоначально д.Саломатная принадлежала Курганской слободе, а после образования в1782 г.Курганского уезда вошла в состав Сычевской волости.. В1869 г. д. Саломатная становится центром отдельной Саломатовской волости, а в середине 1870-х гг. с постройкой церкви она стала именоваться селом.В 1958году по данным Списков сельских советов в Саломатовском сельсовете числится д.Банники расстояние 7км. д. Дундино 1-е расстояние -8км.,д. Дундино 2-е расстояние -8км.,д. Строево расстояние -10км.,Участок заготскот поселок расстояние -4км. Колхоз им.Калинина д.Дундино 1-е(Хохлы). отделения в д.Дундино 2-е(Паршино) с.Саломатное. Размещение колхоза именно в д.Дундино чисто коммерческого характера так как земли равно удалены и для обработки экономически выгодней.В 1966году под руководством Саломатовском сельсовете деревня Банниково расстояние -7км. 1-е, д. Дундино расстояние -8км., д. Озеринка расстояние -5км. , д.Строево расстояние -7км. . В 1980году село Саломатное отделением Колхоза им.Калинина находящегося селе Дундино. Колхоз располагал 5000га посевных площадей. В 1980 году его возглавлял председатель Николай Александрович Березин
Вероисповедание.
В1894 г. в с. Саломатовском было разрешено проведениеежегодной семидневной с 17 по 23 ноября Введенской ярмарки, а также торжков:двухдневного Воздвиженского - с 14 по 16 сентября и однодневного Успенского -15 августа.К какой церкви относились жители д. Саломатной в первые годыпосле основания селения не установлено. Точно известно, что в 1780-е гг. онисостояли в приходе Покровской церкви с. Шкодского, расположенной в 60 верстах.Вероятно, по причине столь дальнего расстояния до приходского храма в1845 г.деревня была перечислена в приход Свято-Троицкой церкви с. Марайского,находящегося в 30 верстах. С образованием в 1849 г. нового прихода при Иоанно-Богословской церкви с. Спорновского, отстоящего в 10 верстах от д.Саломатной, она вошла в его состав.После открытия в1869 г. Саломатовской волости в ее центре стало необходимо присутствие священника. К тому же Спорновская церковь стала очень тесной для выросшего числа прихожан, многие из которых по этой причине вовремя праздников не могли присутствовать при богослужениях. В1872 г. крестья не деревень Саломатной, Беляниной, Банниковой и Дундиной с переселенцами участка Дундинского Спорновского прихода, а также д. Копаев прихода Вознесенской церкви с. Дубровского, испытывавшие затруднения из-за дальнего расстояния от приходской церкви, подали Епархиальному начальству прошение об открытии самостоятельного прихода с постройкой церкви в д. Саломатной. К ним пожелали присоединиться жители д. Хутора прихода Богородице-Казанской церкви с.Лопатинского. В октябре того же года жителям этих деревень, кроме д. Хутора,была разрешена постройка церкви с тем, чтобы она была на первых порах приписнойк Спорновской и чтобы при ней имел постоянное жительство один из священников Спорновского прихода. Метрические книги при Саломатовской церкви были заведеныс1878 г. и в том же году к предполагаемому приходу была отчислена отЛопатинского д. Хутора. Хотя при церкви велось свое хозяйство и отдельные документы, но еще долгие годы она числилась приписной. Только указом СвятейшегоСинода от 7 ноября1910 г., согласно ходатайству епископа Тобольского и Сибирского Преосвященнейшего Антония, был открыт самостоятельный Саломатовский приход извсех прежде состоявших в нем селений и присоединившегося к ним в1909 г.переселенческого поселка Булдаковского, который с1913 г. именуется деревней Булдак. В1915 г. в приходе появляются заселенные в 1913 г. переселенцами из Малороссии деревни Ново-Покровская (на участке Ермак) и Ново-Михайловская (научастке Потемкин), а также участки Скобелевский, Суворовский, Столыпинский и Кутузовский. Однако не успел еще новый приход окончательно сформироваться, как жители вновь населяющихся участков и некоторых деревень решили устроить самостоятельную церковь. В результате в1916 г. часть жителей деревень Хуторской и Булдак, а также поселки Ново-Михайловский и Ново-Покровский, участки Скобелевский, Кутузовский, Столыпинский и Суворовский образовали из себя переселенческий приход Ново-Покровский, центр которого в1918 г. был перенесен в д. Хуторскую.Постановлением Курганского епархиального управления от 26 января1923 г. д. 2-я Дундина (бывший участок Дундинский) выделились в отдельный приход, к которому примкнула часть жителей д. 1-й Дундиной (д. Дундиной). Таким образом, к1924 г.приход состоял из с. Саломатовского и деревень: Банниковой, Беляниной, Копай(1-й Копай и 2-й Копай) и части жителей деревень 1-я Дундина и Булдак. Вероятно, в таком составе Саломатовсй приход и существовал до его официального закрытия Челябинским облисполкомом в1936 г.ки Церковь во имя Святой Троицы.Для постройки в с. Саломатовском первой церкви прихожане сторговали в1872 г. в с. Чашинском Курганского округа старую деревянную церковь с оградой и воротами, которая осталась свободной после устройства новой каменной. На новом месте храм предполагалось устроить согласно старому плану и фасаду, выданным в1857 г.: установить стены на кирпичном фундаменте, обшить их старым тесом, с запада при входе устроить новое крыльцо с двумя колоннами и перилами. Кроме того, прихожане признали необходимым несколько изменить старый план: прорубить на южной стене дверь, а в северной стене сделать два дополнительных окна с железными решетками. Постройка церкви была разрешена Епархиальным начальством в октябре1872 г., а изменения в плане здания – в1873г. В том же году был утвержден контракт на работы, заключенный с крестьянином Смолинской волости Курганского округа Яковом Антоновичем Соколовым. В Великийпост1874 г. здание церкви было перевезено прихожанами в свое селение, а 23 мая того же года выдана храмозданная грамота. Одно престольная церковь во имя Святой Троицы в д. Саломатной была заложена 2 июня1874 г. благочинным Курганского округа священником Константином Рычковым. Во время закладки храма бывшие при этом крестьяне под фундамент для престола бросили небольшое количество серебренных и медных монет. Вскоре фундамент оказался разобранным, а деньги похищены. Поэтому закладку вскоре пришлось повторить. Возведение храма велосьна средства прихожан в течение трех лет. К февралю1876 г. постройка была в черне окончена, церковь и устроенная в одной связи с ней колокольня были обшиты тесом и покрыты железом, в окна вставлены решетки. К июлю1877 г. строительство было завершено: снаружи здание выкрашено белой краской, крыша – зеленой. На церкви,алтаре и колокольне помещены три деревянные главы, обшитые жестью и окрашенные голубой краской. На них установлены деревянные обитые белой жестью кресты. Вовсей церкви были устроены 5 дверей и 11 окон с железными решетками, кроме них -два полуциркульных окна на северной и южной стенах. Антиминс для нового храма был освящен Преосвященнейшим Ефремом, епископом Тобольским и Сибирским, 7августа1877 г. К этому же времени заведены ризница и богослужебные книги.Свято-Троицкая церковь в селении Саломатовском была освящена 20 ноября1877 г.благочинным Константином Рычковым соборно со священниками соседних приходов.Первоначально в Саломатовской церкви был установлен старый,выкрашенный голубой краской иконостас, приобретенный прихожанами вместе схрамом в с. Чашинском со всеми принадлежащими ему иконами, заклиросными киотамии золочеными резными царскими вратами. На первое время решено было поместитьего на новом месте, предварительно вычистив и покрыв иконы лаком, что и было сделано к моменту освящения храма. Однако иконостас этот, существовавший еще в бытность свою в Чашинской церкви более 40 лет, к началу 1880-х гг. почернел и пришел в ветхость. По этой причине прихожане в1882 г. решили возобновить его на собственные средства. В1885 г. был заключен договор на устройство нового иконостаса и ремонт церкви с подрядчиком – мещанином г. Краснослободска Пензенской губернии Василием Степановичем Виноградовым. Согласно договору он обязывался из старого иконостаса построить новый соснового леса. Гладьиконостаса выкрасить и покрыть лаком, а карнизы на нем, окладки вокруг икон,колонны и пилястры сделать из липового дерева и покрыть червонным золотом; фоныикон вызолотить, испорченные на них места поправить согласно прежней живописи,иконы же в царские врата написать новые. Два столба около царских врат, которые поддерживали потолок, предполагалось сделать в виде колонн. Все эти работы были завершены подрядчиком к ноябрю1886 г. При ремонте самого храма фундамент престола по непрочности устройства был разобран и сложен заново. Поэтому 2марта1887 г. церковь была вновь освящена полным чином благочинным священником Никанором Грифцовым. Однако здание продолжало ветшать и в начале XX в. имело облезлый жалкий вид. Деревянная церковь в с. Саломатовском в последний раз упоминается в1916 г. В это время она уже приходила в ветхость и предполагалось в скором времени продать ее за ненадобностью, но богослужения в ней еще проводились. О дальнейшей судьбе этого здания сведений не обнаружено.К началу XX в. Саломатовский приход стал столь многочисленным, что старая деревянная церковь уже не могла вмести
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 35