Два советских бойца, которые были убиты в Сирауре, по всей видимости были похоронены в другом месте, тем не менее, на территории японского кладбища в южной части посëлка в период с 1945-го по 1946-ой год было похоронено неизвестное число военных, умерших здесь уже после окончания войны. В данный момент их могилы утрачены и забыты, как и память о первых советских людях, похороненных здесь же. Связано это скорее всего с лесным пожаром, который уничтожил кладбище в пятидесятых годах, а так же с текучестью жителей посëлка, одни уезжали, другие приезжали и всë начиналось снова. Сейчас о кладбище напоминает лишь оградка на могиле начальника рыббазы, похороненного одним из последних на этом кладбище в 50-х годах.
Следы японских могил в этих местах можно было увидеть ещë в 70-х годах прошлого века. Примерно в 1990-ом году японцами на современном сельском кладбище был установлен памятник в память о бывших жителях Сирауры. Стоит ли говорить о том, что место для него выбрано не совсем верно?
По итогу Второй мировой войны Япония капитулировала, а Южный Сахалин стал советским территориальным приобретением. Вскоре на остров прибыли представители новой гражданской администрации и приступили к наведению порядка. Позже произойдёт репатриация японского населения в Японию, а на смену ему начнут прибывать советские граждане.
Первые массовые прибытия советских переселенцев на Южный Сахалин начались в 1946-ом году, однако, по рассказам первых взморчан, ещë в 1947-ом году посëлок был населëн в основном японцами. Немногим прибывшим советским гражданам приходилось жить среди местного населения. Поначалу семейных селили в дефицитные пустые дома, брошенные беженцами, а всем остальным приходилось заселяться в дома с японскими семьями.
В японских магазинах в основном были привычные японцам вещи и продукты (если они и были, то это в основном рис и морепродукты), так что говорят, купить особо было нечего. Хотя с продуктами в то время и было худо, администрацией выдавались, к примеру, рис и мука. Рисом делились с японцами, а те в благодарность отдавали муку. Посëлок Сираура в районе мыса Муловского с плотно понастроенными аккуратными домиками выглядел сказочным городком, а современная улица Вокзальная тянулась тремя рядами домов. К тому же, в то время, на сопках, окружающих посëлок, была густая тайга, которая позже была уничтожена лесными пожарами. Пожары были главным бедствием в ранний советский период на Южном Сахалине.
Время шло, менялась система и японскому населению было ясно, что их ждëт репатриация, которая в период с 1946-го по 1949-й года была почти полностью выполнена советским руководством. С собой можно было взять минимум вещей, поэтому по ночам японцы катили тачки со своим имуществом к морскому берегу. Таким образом во Взморье было уничтожено фантастическое количество японской посуды, которая выбрасывалась в море. Осколки и сейчас можно найти на пляже.
Параллельно сокращению японского населения, на остров приезжали советские граждане со всей страны. Для переселенцев существовали заманчивые льготы, в том числе северные, однако по прибытию на место всë оказывалось не так гладко. Например, нехватало жилья. Некоторым рабочим взморьевского депо приходилось жить прямо на работе.
Письмо нормировщика депо станции Сираура (Взморье) И. Ф. Колотова от 22 августа 1947 года отражает типичные проблемы советских переселенцев:
«Я хочу привести несколько фактов, которые человека заводят в такое положение, что он не рад своей жизни. Укажу на недостатки нашего общежития, в котором живут японцы и наши советские люди.У нас имеются две уборщицы, которые редко появляются в общежитии, не говоря уже о том, чтобы они мыли и подметали. Постельными пренадлежностями мы не обеспечены, полы моем сами, воду таскаем сами, так как у нас сняли и утащили насос. Совсем остается мало времени, чтобы сготовить ужин. Мы с начальником топливного склада т. Николаевым занимаем одну комнату, в которой кое-как помещаются два топчана, а платим по 35 рублей в месяц. Столовой у нас не имеется, одиночкам прожить очень трудно, приходится в обед есть сухой хлеб, но теперь и хлеба не видим, норму выдают мукой, а что я с этой мукой могу сделать? Придем с работы, сварим бурду из рыбы, испечем горе-лепешек и с этим ложимся спать. Мне жить так нет абсолютно никакой возможности, на каторге лучше.»
Неладно было и с продуктами. Множество проблем порождало недовольство и, как минимум, треть переселенцев возвращались обратно, откуда приехали.
Комментарии 14
К сожалению, его с нами уже нет.