Дети живут своими представлениями о плохом и хорошем, добре и зле, фальши и притворстве. Для этого у них свои, особые критерии старого, доброго, вечного. Именно поэтому известный педагог, писатель и гуманист Януш Корчак призывал каждого взрослого хоть немного приблизиться к духовному миру ребенка, возвыситься до его уровня, а не свысока снисходить к нему. Детское восприятие мира – это, в первую очередь, тонкость и непосредственность.
Педагогическая практика как служение детям
Безусловно, история мировой педагогики знает множество талантливых педагогов, вложивших в науку что-то важное и значимое. Но есть человек, чье имя не просто останется там, благодаря уникальности разработок и воспитательных методик, есть поистине величайшая личность, равных которой не было и нет. Это Януш Корчак 10 заповедей для родителей которого стали известны всему миру, как неповторимое откровение, образец живой мысли и глубокая, тонко психологичная философия.
Януш Корчак
Он родился 22 июля 1878 года и уже в школьные годы знал свое предназначение – служить людям и, главное, отыскать свою цель, свое счастье. Уже скоро оно откроется ему – через вступление в еврейскую благотворительную организацию «Помощь сиротам», а еще позже – учреждением собственного «Дома сирот». Мог ли человек без призвания быть главным организатором подобных дел? Однозначно нет.
Только человек «от Бога», наполненный природным пониманием и чуткостью, откровенностью и душевной теплотой может самоотверженно помогать сирым и бездомным, абсолютно не думая о себе. Более того, Корчак не просто помогал: он создал в этом бездушном, жестоком мире идеальную детскую республику, в которой честь и справедливость, равенство и братство – не просто слова, а идея добра является основным смыслом существования.
Основным принципом Корчака, как автора поощрительной педагогики, было не принуждение, а воспитание самосознания – превыше всего он ценил способность к самокритике и осмысленному размышлению, главным лейтмотивом которого является понимание и прощение. Он придумал для своих подопечных собственную систему поощрений, показательных наград и незабываемых праздников – необычных, спонтанных, импровизированных.
Дом сирот Януша Корчака
Одновременно он продолжает писательскую и преподавательскую деятельность в Институте специальной педагогики, становясь известным практически в каждой семье, он выступает по радио в роли Старого Доктора, проповедующего любовь к детям. Он рассказывает о том, что ребенок – это человек, причем не когда-то «там» в туманном будущем, а уже сейчас и его не нужно готовить к настоящему – всего лишь помочь и поддержать, через доверие и защиту детских прав.
За годы практики, а практикой стала вся жизнь этого удивительного человека – Януш Корчак написал огромное количество повестей, пьес и статей, каждая из которых – про детей и для них. Самые известные его произведения – это во многом автобиографичная, но чудесная сказка «Король Матиуш Первый» и своеобразная «Библия» для родителей – «Как любить ребенка». Каждая страница этой книги – четкий ответ на важные вопросы и простые, дельные советы, как поступать в конкретной ситуации, анализируя мотивы детских поступков и переживаний. Автор настаивает, что только при понимании всех тонкостей детской личности, можно научиться любить по-настоящему.
Януш Корчак о детях:
В области чувств он (ребенок) превосходит нас, потому что не знает тормозов. В области интеллекта по меньшей мере равен нам. У него есть все. Ему только не хватает опыта. Вся разница в том, что он не зарабатывает себе на хлеб, что, будучи у нас на содержании, он вынужден подчиняться нашим требованиям.
Неблагодарный.
Разве земля благодарит солнце за то, что оно светит? Дерево — семечко, из которого оно выросло? А разве соловей посвящает свои трели матери за то, что та когда-то обогревала его собой?
Разве любовь — услуга, которую можно оплатить?
Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света белого из-за него не видит — плохой. Вы путаете — "хороший" с «удобным»
Подвиг и гибель
Быть среди детей – в этом Корчак видел свое призвание. Именно поэтому оставил медицину, понимая, что врач и педагог в нем не могут органично сосуществовать. Поэтому в течение трех десятков лет Дом сирот стал делом его жизни: сквозь войну 1914-го, сквозь отмену правительством договора о нацменьшинствах, сквозь отстранения от выступлений по радио и еще многие-многие лишения.
В то трудное время, когда в рейхе начались еврейские погромы, а о судьбе Польши оставалось только гадать, он мог уехать в Палестину и остаться с любимой женщиной, но не смог. Не смог оставить детей. А потом… Потом был концлагерь, куда «Дом сирот» отправили в полном составе – и никого спасти было невозможно. Точнее, можно было: самого Корчака.
Когда детей уже погрузили в вагоны, к писателю подошел немецкий комендант и предложил ему выйти из вагона. Комендант вырос на его книгах и узнал Корчака. Но без детей Корчак выйти отказался, дети всегда были для него превыше всего, о чем он прямо сказал немцу и сам захлопнул дверь вагона.
В тот роковой день, дети не знали о своей участи, её знал Корчак. Как мог он пытался отвлечь их внимание от происходящего вокруг и начал рассказывать им одну из своих многочисленных сказок. Это было их любимое занятие. Дети сбились в кучку вокруг своего учителя, такой тесной стайкой они и вышли из барака, самых маленьких Корчак нес на руках.
Там, где, не переставая работали газовые камеры, дети до последнего вздоха с упоением слушали прекрасную историю о Любви и Добре….
Корчак и дети
Что такое любить, или 10 заповедей Корчака
Корчак не мог спасти никого из своих детей, он мог лишь разделить с ними тяжелую участь. Можно только догадываться, как разрывалось от боли настоящее сердце. Сердце, умеющее любить. Януш Корчак ушел, но оставил после себя нечто большее, чем книги. Он оставил 10 своих заповедей, почти каждая из которых начинается с «НЕ», как никто он, знал, как несправедливы в своей скупой требовательности бывают не понимающие ребенка родители. Читая эти особые слова, после всего, что известно об этом удивительном человеке, понимаешь, насколько близко сейчас находится его любящее сердце.
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Дети
Действительно, зачем делать из ребенка «копию» какого-либо заоблачного идеала, если, каким бы отменным он ни был, копия навсегда останется копией? Почему ребенок должен быть обязан кому-то за свое рождение, если когда-нибудь он также кому-то подарит жизнь, ничего не требуя, и какое право имеет взрослый вымещать на маленьком человеке свои обиды и злость, недовольство и амбиции, унижать и стремиться подчинить себе?
Любить – это не препятствовать ребенку и делать все возможное для его блага, ведь главное предназначение родителя – не погасить природную искру истины, заложенную в каждом ребенке. Любить – это значит любить любого: своего и чужого, умного и глупого, везунчика и неудачника.
На месте трагической смерти педагога стоит большой камень, словно безмолвный свидетель его великого подвига. С единственной надписью – «Януш Корчак и дети». Наверное, больше ничего и нужно, чтобы выразить огромнейший смысл такой простой, но в то же время такой выдающейся жизни. Жизни, в которой главной религией были дети. Жизни человека с душой ребенка.
#ДЕТИ #КИНЕЗИОЛОГИЯ #КИНЕЗОТЕРАПИЯ #ДЦП #РЕАБИЛИТАЦИЯ #ПОМОЩЬ #янушкорчак #ПСИХОЛОГИЯ #10заповедейдляродителей https://vk.com/club122980903
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев