ТРОИЦКОЕ
Паломничество к святым местам родного края
(храм Архистратига Божия Михаила в селе Троицкое Ижморского района)
Сохранение культурного наследия Сибири является серьезной и актуальной проблемой. Неотвратимый ход времени, стихия, преобразования в общественной жизни - все грозит гибелью замечательным, но недолговечным произведениям деревянного зодчества. Множество прекрасных образцов церковной архитектуры безвозвратно утрачены, они никогда не будут возвращены в культурную среду мира современных людей. Вместе с потерей каждого здания уходят в небытие уникальные традиции, мироощущение эпохи, помыслы истремления людей прошлого. Сейчас существует лишь слабая возможность восстановить облик, образный и символический строй церквей Сибири XVII в., тем самым попробовав хоть немного понять прошлое, а через него и настоящее, попытаться вернуть связь времен.
Немаловажный вклад в создании связующего звена между прошлым и настоящим вносят библиотеки. Так, сотрудниками библиотеки Ижморского района имени М. С. Прудникова разработан проект « Дорога к храму. История храмов Ижморского района». Проект предусматривает поиск и изучение исторических сведений о прошлом и настоящем храмов Ижморского района, определение их роли в жизни людей, проведение исследования православных храмов, изучение исторических судеб церквей Ижморского района их архитектурных особенностей и культурно-исторической ценности.
История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить и ценить родную землю, ее святые места.
По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь района, наших предков. Церковь- духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую,
ИСТОРИЯ ХРАМА С. ТРОИЦКОЕ
объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России. Храмы издревле у народа вызывали чувство трепета и уважения, смирения и благодати. И сейчас, спустя десятилетия, когда много храмов стерты с лица земли, память о них жива. Воспоминания передаются от поколения к поколению, и память о потомках большинство свято чтит и бережно хранит.
Одна из сторон жизни православного человека — это паломничество по святым местам. Паломничество способствует сближению людей, любви, состраданию и милосердию. Паломничество всегда было особой частью жизни православного христианина. От обычного путешествия его разделяло понятие духовной составляющей, без которого паломничество превращалось в обыкновенную экскурсию или поход. В современно мире умаляется понятие паломничества, как пути к святыне, до значения дороги к чему-то безусловно общепризнанному и общезначимому, почти не оставляя шансов местам, которые «просто места», обозначенные на карте крестиком или вовсе не обозначенные. То, что на первый взгляд в этих деревнях нет никакой духовной составляющей, соответствует лишь незнанию истории или недостаточно глубокому пониманию традиционного уклада русской деревни. Деревня − такая же хранительница событий времени. Как и любой город, она − проекция отечественной истории, может быть, только в малых масштабах. Паломничество в деревню сегодня − это полноценное путешествие к тому, что называть святынями не принято, но что фактически ими является, − к сельским храмам. Это сельские храмы, за несколько веков намоленные, нередко брошенные, часто разрушенные.
Село Троицкое Ижморского района Кемеровской области, старинное сибирское село, затерявшееся в редких перелесках, основанное переселенцами из Тамбовской губернии. Первые упоминания о переселенцах датируются 1852- 1853 годами. Из воспоминаний старожилов, свое название село получило в честь святой Троицы- именно в этот день было проведен обряд освящения
ИСТОРИЯ ХРАМА С. ТРОИЦКОЕ
первых построек. Почти сразу же, в эти же годы начато строительство церкви, которое было завершено в 1861 году. Храму присвоено имя Архистратига Божия Михаила, по сведениям именно в один из дней почитания данного святого -19 сентября, состоялось освящение сельского храма. Церковное предание утверждает, что Господь сотворил несметное количество ангелов еще в начале времен. Во главе ангельского сонма был поставлен Денница, который впоследствии поднял бунт и превратился в Сатану. Архангелу Михаилу пришлось вступить в сражение с Денницей, после чего тот был низвергнут с Небес. С той поры святое воинство возглавляют Архистратиги Гавриил и Михаил.
Не менее интересная история проектирования и создания храма. Сельские храмы, являющиеся одной из самых ярких страниц истории отечественной архитектуры, до недавнего времени можно было назвать забытым наследием, чему, в первую очередь, способствовала официальная идеология советского государства. В настоящее время появилась возможность объективно оценить результаты храмостроительства на Кузбасской земле, выявить особенности местных храмов. Большинство деревянных церквей Сибири в 18-19 веках строились в классицистическом и русском стилях. Высокий эстетический и функциональный уровень церковных построек в провинции обеспечивался применением образцовых проектов. В царствование императоров Николая I, Алексадра II, Николая II издавались Альбомы и Атласы проектов каменных и деревянных церквей и часовен различной вместимости (от 80 до 750 человек), которые рассылались в епархии и строительные комиссии. Наибольшее распространение в Сибири на протяжении всех этапов ее освоения, имели трапезные храмы, или храмы «кораблем». «Корабль церкви ассоциировался с Ковчегом спасения, устремленным абсидами алтаря к востоку, к Солнцу Правды Христу. Многие русские православные церкви, в том числе и сибирские, имели трехчастную структуру, в которой сакральная ценность частей здания увеличивалась с приближением к алтарю. Притвор под
ИСТОРИЯ ХРАМА С. ТРОИЦКОЕ
колокольней, предназначенный для пребывания «оглашенных», центральный объем с подкупольным пространством, где находились «верные», алтарь, где совершалось таинство и находились священнослужители». По подобному проекту и была построена деревянная однопрестольная церковь в селе Троицкое. ( Приложение No 1)
В настоящее время сведениями об истории храма имени Архистратига Божия Михаила в селе Троицкое Ижморского района в период времени с 1861 по 1898 годы, мы не располагаем. Такой длительный период времени в истории храма, почти сорок лет, на сегодняшний день является « белым пятном». Но исследование в данном направлении продолжается и существует уверенность, что история данного храма будет восстановлена полностью.В то же время дальнейшая история храма в селе Троицкое наполнена интересными событиями, порой не поддающихся объяснению.
С 1898 года, согласно сведений« Справочной книги по Томской епархии», изданной в 1900 году, имеется запись следующего содержания: с.Троицкое Мариинского уезда Тундинской волости - церковь во имя Архистратига Божия Михаила, построена в 1861 году деревянная, однопрестольная. Земли отведено 99 десятин пахотной и сенокосной. Прихожан 3800 душ обеих полов. В селе имеется гражданская школа. Священник: Двинянов Арсений Петрович, 47 лет, псаломщик: Любомиров Димитрий Алексеевич,26 лет. ( Приложение No 2).
С 1903 года, согласно сведений « Справочной книги по Томской епархии», изданной в 1903 году, имеется запись следующего содержания:с.Троицкое Мариинского уезда Тундинской волости -церковь во имя Архистратига Божия Михаила, построена в 1861 году деревянная, однопрестольная. Земли отведено 99 десятин пахотной и сенокосной. Прихожан: мужского пола 926 душ, женского пола 931 душ. В селе имеется гражданская школа. Священник: Двинянов Арсений Петрович, 47 лет, псаломщик: Плотников Василий Александрович, 36 лет. (Приложение No 3).
ИСТОРИЯ ХРАМА С. ТРОИЦКОЕ
С 1911 года, согласно сведений « Справочной книги по Томской епархии», изданной в 1911 году, имеется запись следующего содержания: с.Троицкое Мариинского уезда Тундинской волости -церковь во имя Архистратига Божия Михаила, построена в 1861 году деревянная, однопрестольная. Земли отведено 99 десятин пахотной и сенокосной. Состав прихода: с.Троицкое, с.Воскресенка, с.Листвянка, поселки- Ломачевский, Пушкинский, Иверский, Рюриковский, Романовский.Прихожан обеих полов: 4891 душ. Священник Зяблицкий Иродион Петрович,36 лет, на данном месте с 1906 года, псаломщик: Кудрявцев Алексей Николаевич,21 лет, на данном месте с 1909 года. В 1908 году при церкви открыты две церковно-приходских школы, в которой обучался 31 ученик, учитель И.А. Туголуков. Во второй обучалось 29 учеников, учитель Н.И. Горбунов. ( Приложение No 4)
С 1914 года, согласно сведений «Справочной книги по Томской епархии», изданной в 1914 году, имеется запись следующего содержания: с.Троицкое Мариинского уезда Тундинской волости - церковь во имя Архистратига Божия Михаила, построена в 1861 году деревянная, однопрестольная. Земли отведено 99 десятин пахотной и сенокосной. Состав прихода: с.Троицкое, с.Воскресенка, с.Листвянка, поселки- Ломачевский, Пушкинский, Иверский, Рюриковский, Романовский, Сиротальский. Прихожан обеих полов 5346 душ.В селе Троицкое и поселке Иверском- церковно- приходские школы. Священник Стефан Матвеевич Алексеевский, 58 лет, на данном месте с 1911 года, псаломщик: Григорий Александрович Ульянов,19 лет, на данном месте с 1912 года. ( Приложение No 5).
О дальнейшей судьбе храма села Троицкого имеются лишь воспоминания жителей села.
Интересный и богатый материал представила Антонида Юрьевна Ильина - учитель истории школы села Троицкое. Антонида Юрьевна не один десяток лет много лет собирала историю села, записывая воспоминания односельчан. В 2005 году она записала воспоминания жителя села Троицкое Владимира
ИСТОРИЯ ХРАМА С. ТРОИЦКОЕ
Васильевича Клейменова, который из рассказов своего отца Василия Павловича Клейменова рассказал следующее: « Сразу же за первыми поселенцами к месту будущего села Троицкое приехал и священник, к сожалению, фамилии его не помнит. Наряду с первыми домами был построен дом для батюшки. Дом в селе стоит до настоящего времени. Дом для священника был листвяной, большой, окантованный и струганный с двойным полом и двойным потолком. Затем началось строительство церкви, которая была достроена в 1861 году. Через несколько лет была построена церковно-приходская школа, здание которой сохранилось до настоящего времени. Самые близкие к селу пахотные и сенокосные угодья были отведены для нужд храма. Одним из ярких воспоминаний Клейменова В.П.: перед революцией 1917 года в селе появился первый граммофон у батюшки. Летом он открывал окно и ставил пластинки с романсами. Ребятишки собирались со всех окрестных домов и слушали.
Кроме того, Антонида Юрьевна записала воспоминания старейшего жителя села Струкова Василия Капитоновича, который рассказывал, что в 1929 году он пошел учиться в школу и учительница водила их один раз в церковь на исповедь, он не помнит имени священника, но помнит, что церковь еще действовала, совершались службы и в том же 1929 году церковь закрыли».
Из воспоминаний жителя села Троицкое Владимира Николаевича Ильина, который со слов своей бабушки Матрены Матвеевны Швецовой рассказал несколько историй, связанных с церковью в селе Троицкое :« В августе 1914 года в село привезли австрийских солдат, захваченных в плен во время Первой мировой войны. Дни стояли жаркие, солнечные. Все, более-менее трудоспособное население уезжали на покосы, заготавливали корма для личного подворья. Ближайшие покосы располагались в 10-12 километрах от села. В один из таких знойных дней августа внезапно начался пожар, загорелся один из домов по улице, на которой располагалась церковь. В поджоге, как установили впоследствии, были виноваты пленные австрийцы. Дома охватывало пламенем один за другим, а тушить было некому - все на покосах.
ИСТОРИЯ ХРАМА С. ТРОИЦКОЕ
И тогда кто-то из мальчишек залез на колокольню церкви и стал звонить в колокол. Сельский храм находился на возвышении, и колокольный набат разносился далеко. Косари услышали тревожный звон колокола и многие успели приехать на тушение пожара. В это время пожар вплотную подошел к зданию церкви и тогда священник, который все это время совершал молитвы, вышел на улицу, встал перед огнем с иконой и продолжал истово молиться. Поднявшийся ветер, вдруг сменил направление и пламя, которое почти вплотную подошло к церкви, стало затихать и отступило, тем самым, удалось спасти здание церкви и много домов. Также, одним из ярких воспоминаний, оставшегося в памяти Владимира Николаевича является засуха, случившаяся в 1954 году. Очень долго не было дождей и посевы зерновых погибали на корню. И хотя давно и прочно установилась советская власть и все кругом были атеисты, бабушка Владимира Николаевича, вместе с несколькими женщинами решили совершить крестный ход. Бабушка взяла из дома икону Григория Победоносца, которая передавалась в их семье из поколения в поколение, и с несколькими женщинами пошли в поле, просить Господа Бога о ниспослании на посевы дождя. Об этом узнали партийный работник и руководство совхоза и на конях буквально разогнали молящихся. Но на этом не закончились гонения. Когда бабушка пришла домой, парторг приехал к ним, с бранью отобрал икону и пытался порубить ее топором. Но бабушка смогла все таки вразумить его и отнять икону. На следующий день прошел долгожданный дождь и посевы были спасены от гибели. Владимир Николаевич до сих пор бережно хранит у себя в доме многострадальную икону. На изображении лика святого четко просматриваются две отметины от лезвия топора.
Владимир Николаевич вспоминает, что здание церкви в его детстве, а это было в 40-х, 50-х годах прошлого столетия, уже использовалось под клуб. Само здание церкви было деревянное, прямоугольной формы, крыша покрыта железом, в одном месте куполообразная, окна и двери узкие, в верхней части в виде арки. Рядом с церковью находился дом, в котором ранее, в одной
ИСТОРИЯ ХРАМА С. ТРОИЦКОЕ
половине жил священник, а в другой находилась церковно-приходская школа. Когда Владимир Николаевич в 1947 году пошел учиться в школу, то первые два года дети учились в бывшем здании церковно-приходской школы, и только затем перешли в новое здание школы. В 1954 году клуб ( бывшее здание церкви) сгорел. Причину так и не установили. Затем, на этом же месте в 1972 году был построен охотничий дом, который тоже по неизвестной причине вскоре сгорел. Жители села с этого времени твердо уверены, что на таком святом месте других строений быть не должно.»
Из воспоминаний жителя села Анатолия Андреевича Шурикова: « Я только помню, что в здании церкви уже был клуб, где показывали фильмы, ставили концерты, а в 1954 году здание сгорело. Причин пожара я не знаю. Только помню, что пожилые односельчане были недовольны, что в здании церкви разместили клуб и не ходили туда. А со слов своего отца знаю, что в 1929 году церковь разорили окончательно. Молодые парни - Мозгунов Фома и Матвей (фамилии не помнит), снимали колокол, который отличался великолепным, уникальным звучанием, иконы и церковную утварь, все куда-то все увезли».
Прошел не один десяток лет, но память о сельском храме, о родной святыне -жива. На улице Ленинская, где ранее располагался сельский храм при активном содействии местных жителей и сельской администрации 4 октября 2013 года установлен поклонный крест в память об утраченной святыне. Его освящение совершил настоятель Михайло-Архангельского прихода в п. Ижморский иерей Антон Чабан.( Приложение No 6).
На высоком пригорке по улице Ленина в селе Троицкое, среди высоких и стройных сосен стоит поклонный крест. Далеко, куда ни кинь взгляд, простирается бескрайний простор, перемежаемый лишь редкими колками. Более 150 лет назад переселенцы заложили здесь первый камень сельского храма. Выбор такого места для святыни, считаю, что не случаен, именно здесь, где красота природы так тесно переплетается с архитектурой сельского храма,
ИСТОРИЯ ХРАМА С. ТРОИЦКОЕ
способствует достижению высоких помыслов и очищению души. Поклонившись кресту и совершив молитву, душа поневоле переносится в те далекие годы. И видишь, вот он - сельский храм, построенный с заботой и любовью. Ярко искрится купол, солнечные лучи ласково огибают изгибы креста. Звонит колокол, собирая сельчан на воскресную службу. Звонит строго, торжественно, но в тоже время, радуя прихожан изумительным, неповторимым, переливчатым, чистейшим звучанием. В этот момент зарождается надежда, что будет воздвигнут новый храм в селе, чтобы скрепить связующую нить с прошлым.
Литература
1.Большая Российская энциклопедия: в 35 т.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2017.-799с.-Т.34.
2.Ижморскому району-80 лет.- Л-Кузнецк:ГПКО,2004-276с.
3.Святыни земли Ижморской: сборник - пгт.Ижморский: МУК МЦРБ,2015-46с.
4.Мытарев, А.А. От Аб до Яи: географический словарь Кемеровской области/А.А.Мытарев.- Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1970.216с.
5.Сельская энциклопедия Кузбасса-Кемерово: Книга,2006.-479 с.
6.Новомученники и исповедники земли Кузнецкой.-Кемерово: ООО «Скиф», 2011.-407с.
7.Википедия:свободная энциклопедия (Электронный ресурс).-Режим доступа: htts://ru.wikipedia.orq/wiki/ Ижморский ( Дата обращения 13.02.2019)
8. Список населенных мест Российский империи. Вып. 60: Томская губерния : список населенных мест по сведениям 1859 года. - СПб., 1868. - С. 113. 9. Памятная книжка Томской губернии 1885 года. - Томск, 1885. – С. 29. 10. Памятная книжка Томской губернии на 1904 год. - Томск, 1904. – С. 172-
ИСТОРИЯ ХРАМА С. ТРОИЦКОЕ
173.
11. Список населенных мест Томской губернии на 1911 год. - Томск, 1911. – С. 452-453.
12. Список населенных мест Сибирского края. Т. 2: Округа Северо-Восточной Сибири. - Новосибирск, 1929. - С. 186.
13.Справочная книга по Томской епархии/1898-1899/1900г.- Томск,1900.- с.217. 14.Справочная книга по Томской епархии 1902-1903/ сост. под редакцией секретаря Томской духовной консистории Д.Е.Березова.1903г.- Томск,1903.- С.216.
15.Справочная книга по Томской епархии за 1909-1910.Томск,1911г.-с.288.
16. Справочная книга по Томской епархии / сост. служащими консистории под рук. В. А. Карташева в янв.-марте мес. 1914 г. – Томск, 1914. – С. 208.
17.Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен. - М: Книга по Требованию.-2012.-51с.
(приложение No 1)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
.