Разрушенный храм Св.Дм. Салунского построен в 1812 году. Само село(деревня) Торки(Ясенье) существовало в окрестностях Бородина до 1976 года.
В середине XIX в. это казённое село (89 дв., 594 жит.) Суздальского уезда слева от почтового тракта из Суздаля в Юрьев (Список мест, с. 195).
«Древнейшее название описываемого села – Ясенье. Под этим названием оно в начале XV в. (около 1417 г.) было пожертвовано неким Данилом Павловичем, в иноках Давидом, Спасо-Ефимьеву монастырю» (Березин, с. 154).
Васильев В.Л., исследуя этимологию аналогичного новгородского топонима Торковичи, предполагает следующее. «В названии нашло отражение личное имя Туръко, соотносимое с древне-русским туръ – бык, тур, зубр. Личное имя, равное обозначению тура – мощного, сильного животного (буй туръ применительно к князю Всеволоду в «Слове о полку Игореве»), было в древнерусский и старорусский периоды очень популярным. Турко, Василий Тур – новгородские крестьяне 1495 и 1545 гг.» (Васильев, с. 269).
Более раннее название села Ясенье очевидно от апеллятива ясень, по породе широколиственного дерева, т.е. по особенностям растительности в окрестностях селения. Оформление названия на –ье типично для природных топонимов. (Тяпков Н.Н. Топонимический словарь Гаврилово – Посадского района)
Документы из истории села Торки:
1461 год. Жалованная грамота Великого Князя Василия Васильевича.
1482 год, 17 ноября. Жалованная льготная грамота.
1550 год, 15 декабря. Жалованная грамота епископа Суздальского и Торусского Трифона Спасо – Евфимиеву монастырю об освобождении монастырских церквей от дани и пошлин.
1641 год, 26 июня. Явочная челобитная архимандрита Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Иосифа и келаря старца Тихона Тургенева царю Михаилу Феодоровичу.
1706 год, октябрь. Тетрадь для сбора денег с вотчинных крестьян Спасо-Евфимиева монастыря для отсылки таковых в Москву в Монастырский приказ для передачи в Александрову слободу, в Успенский девичий монастырь, царевне великой княжне инокине Маргарите Алексеевне “в платеж вместо поденного пития, яств и всяких запасов”.
1709 год, июнь. Отпись целовальника Спасо –Евфимиева монастыря Петра Федорова.
1717 год. Книга окладная 1717 году, что в вотчинах Спасова Евфимиева монастыря.
1744 год. Списки учеников Суздальской духовной семинарии (выборка по деревням и селам современного Гаврилово – Посадского района).
1744 год. Ведомость, представленная сельным монахом Никодимом архимандриту Спасо-Евфимиева монастыря Кириллу с братией.
1756 год, июль. Сказка старост, сотских, пятидесятских и десятских вотчин Спасо – Евфимиева монастыря.
1759 год. Ведомости (четыре) о числе вытнаго тягла в вотчинах Спасо-Евфимиева монастыря и о количестве хлеба, подлежащего с этого тягла к уплате крестьянами в монастырь взамен денежной суммы, уплаченной монастырем в архиерейский казенный приказ за 1756 – 1759 годы вместо “школьного хлеба”.
1762 год. Опись, составленная гвардии отставным сержантом Степаном Хметевским и капитаном Афанасием Сухотиным, по предписанию Суздальской Провинциальной Канцелярии на основании полученных ей в том указов из Правительствующего Сената, живому и мертвому инвентарю и доходам в вотчинах Спасо-Евфимиева монастыря, находящихся в Суздальском уезде.
***
ПЛЕМЯ ТОРКИ.
Торки в XI веке зажаты между печенегами и половцами
То́рки (гузы, узы) — одно из тюркских племён, кочевавших в причерноморских степях в X—XIII веках.
В 985 году торки-наёмники принимали участие в походе князя Владимира Святославича на булгар и хазар.
В начале XI века, теснимые половцами с востока, торки прикочевали к Днепру, где столкнулись с русью: в 1055 году князь Всеволод ходил на них, чтобы защитить Переяславскую землю; в 1060 году против них был предпринят поход князьями Изяславом, Святославом, Всеволодом и Всеславом, окончившийся, по словам летописи, тем, что торки «убоявьшеся, пробегоша и до сего дни; и помроша бегающе гоними, ови же от зими, другии же голодом, инии же мором».
В XII веке торки опять появляются у Дона. В 1116 году торки и печенеги бились у Дона два дня с половцами и «придоша в Русь ко Володимеру» (Мономаху). В 1121 году Владимир прогнал из Руси берендеев, а торки и печенеги бежали сами.
Часть торков ещё в XI веке заняла местности по р. Рось и подчинилась местным князьям. Центром этих полуоседлых торков был город Торческ. На левом берегу Днепра поселилась другая группа торков, признавших власть переяславского князя. По известиям XII века, эти торки занимали местность близ города Баруча. Часть торков перешла Дунай и приняла подданство Византии.
Поселившиеся в Поросье и на землях Переяславского княжества торки вошли в состав вассального объединения тюркских племён под названием чёрные клобуки. Торки в составе чёрных клобуков принимали участие в защите границ от половцев и в военных походах киевских князей. Во время нашествия Батыя в 1240 году Поросье было разорено. Многих торков татаро-монголы переселили на Волгу, а остаток торкских колонистов ассимилировался с местным славянским населением.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
Фото-1 Пучежский р-он с.Зарайское 1767 г.
Фото-2 Комсомольский р-н пос. Дмитриевское 1775 г.
Оба храма построенны в XVIII веке. Более ранних построек церквей с именем Св.Дм. Салунского в Ивановской области нет...
В конце X - в середине XI века в пределы Древней Руси вторглись племена кочевников - печенегов, торков и половцев. Они изменили ход исторической жизни Руси и всего восточного славянства и оказали значительное влияние на их дальнейшие судьбы. В течение нескольких веков Русь не только воевала со степняками, но и основывала с ними военно-политические союзы. В своей книге (оригинальное название 1884 г. "Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IX-XIII веков"
Книга издается с небольшими сок...ЕщёАннотация к книге "Печенеги, торки и половцы. Русь и Степь до нашествия татар"
В конце X - в середине XI века в пределы Древней Руси вторглись племена кочевников - печенегов, торков и половцев. Они изменили ход исторической жизни Руси и всего восточного славянства и оказали значительное влияние на их дальнейшие судьбы. В течение нескольких веков Русь не только воевала со степняками, но и основывала с ними военно-политические союзы. В своей книге (оригинальное название 1884 г. "Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IX-XIII веков"
Книга издается с небольшими сокращениями, с сохранением особенностей орфографии и пунктуации конца XIX века.
Прежде 1462 года. Жалованная грамота Великого Князя Василия Васильевича Спасо – Евфимиеву монастырю, о том, чтобы князья, бояре, гонцы и ездоки не ставились в монастырском селе Торках, и не брали в нем кормов, подвод и проводников.
Се яз Князь Великий ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ пожаловал есмь Спаскаго архимандрита Исакия с братьею Ефимьева монастыря, или кто по нем иный архимандрит будет : что их село Торки в Суждале, князи мои и бояре,
и дети боярские, и люди дворные, и всякие ездоки
не ставятся, ни кормов, ни подвод, ни проводников не емлют, также и гонци мои Великого Князя в том селе их подвод не емлют, опричь ратныхъ вестей; а через сю мою грамоту в том селе их станет, или что возмет, быти ему от меня Великаго Князя в казни. — На той же грамоте пишет: «Князь Великий.» У той же грамоты печать восковая. У подлинной жалованной грамоты позади пишет:« …. отца своего грамоте Великаго Князя…(далее слов не видно.)
Из новейшей ру...Ещё1461 год. Жалованная грамота Великого Князя Василия Васильевича
Прежде 1462 года. Жалованная грамота Великого Князя Василия Васильевича Спасо – Евфимиеву монастырю, о том, чтобы князья, бояре, гонцы и ездоки не ставились в монастырском селе Торках, и не брали в нем кормов, подвод и проводников.
Се яз Князь Великий ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ пожаловал есмь Спаскаго архимандрита Исакия с братьею Ефимьева монастыря, или кто по нем иный архимандрит будет : что их село Торки в Суждале, князи мои и бояре,
и дети боярские, и люди дворные, и всякие ездоки
не ставятся, ни кормов, ни подвод, ни проводников не емлют, также и гонци мои Великого Князя в том селе их подвод не емлют, опричь ратныхъ вестей; а через сю мою грамоту в том селе их станет, или что возмет, быти ему от меня Великаго Князя в казни. — На той же грамоте пишет: «Князь Великий.» У той же грамоты печать восковая. У подлинной жалованной грамоты позади пишет:« …. отца своего грамоте Великаго Князя…(далее слов не видно.)
Из новейшей рукописи, содержащей в себе жалованныя грамоты Суздальским монастырям, XV—ХVII века (in fol. грам. 4, л. 2 – об). — Хранится в Румянцовском Музеуме, по новому каталогу под № 58.
источник: Акты Исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией. том 1.
Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.
Упоминание: село Торки
Великий Князь Василий II Васильевич Тёмный 1415-1462 гг.
Надо сказать, что на космофото Яндекса местность выглядит гораздо более проходимой. Там показаны тропинки паркового типа, по которым (казалось бы) можно легко догулять до руин храма Дм. Солунского. На самом деле местность зарощена бурьяном, осокой, крапивой, малиной и т.п. примерно по пояс, плюс бессистемные ямки, плюс дикой силы роса. В результате первая попытка пробраться к храму в обход с юго-востока видной на Рис. 1 рощицы кончилась тем, что я промок по пояс снизу.
Тогда я оставил машину на краю скошенного поля и пошёл просто по полю.
Однако последние несколько десятков метров все равно пришлось идти по бурьяну, но это уже было дело привычное.
Насколько я понял, от церкви Дмитрия Солунского села Торки (Торок) сохранился только нижний ярус колокольни - хотя, возможно, я просто плохо разбираюсь в русской церковной архитектуре. Сам храм был, видимо (что логично), восточнее, от него сохранилась большая кирпичная куча, на Рис. 2 она ближе к точке съемки п...ЕщёДревняя родина урочище Торки
Надо сказать, что на космофото Яндекса местность выглядит гораздо более проходимой. Там показаны тропинки паркового типа, по которым (казалось бы) можно легко догулять до руин храма Дм. Солунского. На самом деле местность зарощена бурьяном, осокой, крапивой, малиной и т.п. примерно по пояс, плюс бессистемные ямки, плюс дикой силы роса. В результате первая попытка пробраться к храму в обход с юго-востока видной на Рис. 1 рощицы кончилась тем, что я промок по пояс снизу.
Тогда я оставил машину на краю скошенного поля и пошёл просто по полю.
Однако последние несколько десятков метров все равно пришлось идти по бурьяну, но это уже было дело привычное.
Насколько я понял, от церкви Дмитрия Солунского села Торки (Торок) сохранился только нижний ярус колокольни - хотя, возможно, я просто плохо разбираюсь в русской церковной архитектуре. Сам храм был, видимо (что логично), восточнее, от него сохранилась большая кирпичная куча, на Рис. 2 она ближе к точке съемки под мелкими деревьями и кустами слева от руин. Где были дома и дворы Торков, увидеть уже не представляется возможным.
Руины Димитриевской церкви
Вид из руины на север и северо-восток
Кое-где сохранились даже фрагменты краски росписи ...