1) Культ Небесного Волка (Кок-Бори) занимает важное место в тюркской мифологии. Он стал древним общетюркским тотемом. Небесный Волк играет важную роль в победах тюрок: он является предводителем войска. «Голубогривыми волками» называли самых прославленных богатырей в кыргызских дастанах. В кыргызском эпосе «Манас» часто употребляется выражение «Мой Кок-Бору солтан».
2) По одной из версий, этноним "башкорт" (самоназвание башкир) означает "вожак", "главный волк", "матерый волк": Bašqurt baš qurt «волк-вожак» — как тотем башкир, по которому они могли получать свое название.
3) Татары верили, что их тотемным животным, предком был Белый Волк. О нём слагались легенды и сказки. В одной легенде говорится, что когда-то в древние времена народ при кочевании по горно-лесистым местам заблудился и был окружён врагами. Спас этот народ от гибели и взял его под своё покровительство Белый Волк, который по тайным дорогам вывел людей из окружения. Очевидно, что легенда существовала еще в то время, когда татарский народ не рассеялся по всему миру, так как и у волжских татар, и у хакасов присутствует эта легенда. В татарской сказке «Ак Буре» (Белый Волк) фигурирует волшебный волк-оборотень, который часто меняет своё обличье, помогает герою и превращает его врагов в каменных идолов. В татарском фольклоре Волк выступает сверхмощным и огромным существом, достигающим длины до 60 метров. Сила и огромные размеры волка метафорически сравниваются с легендарным Алыпом, общетюркским героем.
Белый Волк у татар считался покровителем фольклора. Запрещалось днём рассказывать сказки, загадывать загадки. Об этом говорят народные пословицы: Kөndez əqiyat sөyləgən keşene Aq Büre aşar (Того, кто днём рассказывает сказки, съест Белый Волк); Тabişmaqni kөndez əytsə, büre oçriy,imeş (Тому, кто днём загадывает загадку, волк встретится), также, когда у человека был удачливый период в жизни, то про него говорили "aniŋ bürese uliy" (его волк воет), а вой волка воспринимался как благой, сулящий богатство.
4) ...По старинной хакасской легенде, у белой волчицы, жившей в Саянских горах, было 133 сына. Днём они были людьми, а по ночам превращались в волков. Дети должны были вырасти благородными воинами и защищать родную землю. Но враги узнали, что у волчицы подрастает армия, и напали на них. Тогда, чтобы защитить своё потомство, она превратила детей-волчат в бусинки и, отдав воле ветра, разбросала по свету. Там, где упала бусинка, появился тюркский народ.Она называет имена своих детей. Есть там сыновья Курт, Алтын Пас, Азейрбай (Азерпазапай), Кек-тюрк, Саха...
5) По одному алтайскому сказанию давным-давно волки имели крылья и умели летать.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев