Это был мальчик из нового пополнения. Я забыл его имя. У него на груди нашли помятый серебряный крестик и клеенчатую черную тетрадь, гимназическую общую тетрадь, мокрую от крови. Это было нечто вроде дневника, вернее, переписанные по гимназическому и кадетскому обычаю стихи, чаще всего Пушкина и Лермонтова…...........
Антон Туркул, «Дроздовцы в огне».
Гражданская война в России продемонстрировала редкий до этого феномен — массовое детское добровольчество. Дети тянулись в «цветные полки» — Дроздовский, Марковский и Корниловский. Носившие характерную цветную форму (отсюда наименование) подразделения, названные в честь лидеров Белого движения, привлекали демократизмом и романтикой борьбы за обновленную Россию. Пожалуй, больше всех о детях-белогвардейцах писал офицер-дроздовец полковник Туркул: «Вся будущая Россия пришла к нам, потому что эти школьники, гимназисты, кадеты, реалисты — должны были стать творящей Россией, следующей за нами. Вся будущая Россия сражалась под нашими знаменами; она поняла, что советские насильники готовят ей смертельный удар». Туркул говорил о массовой записи в полк гимназистов в освобожденных городах и о регулярных пополнениях из детей, пробиравшихся на белый Юг со всех концов страны:«Смотрю, а из вагонов посыпались как горох самые желторотые молокососы. Построились. Звонкие голоса школьников. Мне очень не хотелось принимать их — сущие дети. Двое суток гоняли мальчуганов с ружейными приемами, но что делать с ними дальше, я не знал. Они ходили за мной по пятам, упрашивали, шумели как галки, все божились, что умеют стрелять и наступать».
Туркул дает относительно точное представление о доле мальчишек в полку. По его словам, не хотелось разбивать их по ротам, но детей все-таки приходилось «перемешивать» со взрослыми бойцами. Так, в роте Туркула был один мальчишеский взвод (ребятам давали держаться вместе, но окружали взрослыми).Война жалела детей не больше, чем взрослых, а при попадании в советский плен мальчишек ждало едва ли не худшее обращение. Капитан Ларионов отмечал, что большевики не понимали разницы между кадетами-детьми (то есть воспитанниками кадетских корпусов, от французского cadet — «младший») и кадетами-взрослыми (то есть членами либеральной Конституционно-демократической партии). «Помяни его, Господи, ребёнка Твоего Сергея, мальчика-дроздовца. Убили его сегодня в сарае ревтрибунала. Когда уходил, дал мне записку отцу на клочке газеты. Взял, но разве я выйду отсюда, милый?» — вспоминал прошедший через советскую тюрьму поэт Иван Савин, а Туркул рассказывал про попавшего в плен двоюродного брата, которого затолкали живым под лед.
Дети служили не только в Алексеевском и Дроздовском полках, но в этих подразделениях оказалось больше несовершеннолетних бойцов, чем в прочих «цветных» частях. Летописец Корниловского полка поручик Критский упоминает лишь двух детей: братьев-пулеметчиков 12 и 14 лет. Несовершеннолетние бойцы служили не только в «цветных» полках, однако в обычных частях встречались сильно реже. Белая идея как борьба за обновленную Россию была наиболее ярко выражена именно на юге России. Таким образом, Гражданская война в России впервые показала ужасное и вместе с тем героическое явление — массовое детское добровольчество. В основном добровольцами становились дети из интеллигенции — массовой поддержкой крестьянства белые заручиться не сумели. Самым маленьким (9-13 лет) старались поручать задачи, требующие минимум боевых навыков (например, держать пулеметную ленту), а тем, кто был старше, приходилось ходить в атаки наравне со взрослыми.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1