📄 Это посещение Египта стало для меня подарком Свыше, возможностью прикоснуться к событиям библейской истории более явственно — не по описаниям только, не по отдельным фотографиям или фильмам, но физически побывав в тех местах, где прошли первые три с половиной года земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, где подвизались выдающиеся монахи древней христианской Церкви.
Эта земля овеяна воспоминаниями о пребывании здесь Богомладенца Христа с Девой Марией и Иосифом Обручником. На протяжении 3,5 лет Святое Семейство находилось в Египте, спасаясь от преследований Ирода Великого, который искал погубить Христа.
Предание содержит указание на 23 остановки Святого Семейства в Египте. Их, конечно, могло быть и больше, но это те места, которые известны, которые освящены, запечатлены разными чудесами. Практически везде есть источники воды, которые забили по молитвам Богородицы, поскольку им нужно было что-то пить, ведь шли они по пустынной местности.
Во время этого странствия моей душе стали приоткрываться новые грани мира, где ощутимо присутствует Бог. Об этих местах хочется сказать языком поэзии:
Земля неведомая кажется родней.
Ее безбрежные пустыни,
Ее оазисы, хранящие тепло
Восточно-щедрого гостеприимства
Особой честию от Бога почтены.
Здесь прикасается душа святыни
И явственно, и тонко-глубоко.
Сугубым па́мятны памятованьем
Здесь лета первые младенчества Христа,
И первые Его деянья.
И чудо! древнего монашества лоза,
Что соком благочестья напоила
Народы многие — тут плодоно́сит днесь...
В Египте с глубокой древности существует Христианская Церковь. Сейчас она принадлежит к группе древневосточных (дохалкидонских) Христианских Церквей. К ним также относятся, например, Эфиопская, Сиро-Яковитская, Армянская Апостольская Церковь (всего восемь древневосточных Церквей).
В силу разных причин древневосточные Церкви приняли и исповедуют постановления только трех первых Вселенских соборов (до четвертого — Халкидонского — отсюда и термин «дохалкидонские»), а их духовная аскетическая и молитвенная практика — это во многом практика египетских отцов IV – V веков.
Большинство жителей Египта, верующие во Иисуса Христа, принадлежат к Коптской Церкви и называются коптами (приблизительно 10 % от населения страны; остальные — мусульмане). Любовь к монашеству, к богослужению, вообще к христианскому образу жизни — это то, чему у многих из них можно поучиться.
В Коптской Церкви имеется множество святынь — мощей угодников Божиих, в том числе и живших в древнейшие времена Христианской Церкви.
Хотя Поместные Православные Церкви и не поддерживают евхаристического общения с христианами древневосточных Церквей, (и с Коптской в частности), не участвуют совместно с ними в Церковных Таинствах, но, тем не менее, проводят с ними богословские собеседования, а также изучают их духовной аскетический опыт, сотрудничают в сфере образования, социального служения.
Имея в виду духовную пользу от такого взаимообщения, священноначалие нашей Русской Православной Церкви, после необходимого согласования с коптской стороной, прежде всего с коптским Патриархом Тавадросом II, благословило очередную поездку делегации Русской Православной Церкви в Египет «в рамках договоренностей по развитию контактов с коптским монашеством». Эти поездки стали проводиться с 2015 года.
Изначально слово «копты» имело национальный смысл. Оно подразумевало название народа древнего Египта. Однако с течением времени этому слову стали придавать религиозное значение. После арабского завоевания Египта в VI веке так стали называть египтян-христиан в отличие от египтян-мусульман.
Коптские христиане оказывали нам подлинно Евангельское радушие и гостеприимство.
Поездка проводилась с 28 мая по 7 июня 2024 года. Нашу делегацию возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. В ее состав также вошли епископ Волгодонский и Сальский Антоний, игумены и игуменьи русских монастырей. Группа была сравнительно небольшой — всего 12 человек.
Игумен нашей Иоанно-Богословской обители, изначально включенный в число делегатов, в силу неотложного послушания поехать не смог, и я, грешный иеромонах, после необходимых согласований, по благословению церковного начальства отправился в путь вместо него.
Вечерний Каир встретил нас морем электрических огней. Это огромный город, своими размерами и количеством проживающего в нем населения схожий с Москвой.
Следует заметить, что неподалеку от Каира, в 20 километрах от знаменитых египетских пирамид, строится, а точнее достраивается, Новый Каир, который был основан совсем недавно, в 2000 году, с целью разгрузить столицу.
В 2019 году в Новом Каире был построен большой соборный храм в честь Рождества Христова (один из самых больших христианских храмов на Востоке), в котором мы имели возможность побывать. Впечатления незабываемые. Но обо всем по порядку…
Коптская сторона озаботилась приемом нашей делегации на самом высоком уровне.
Из России с нами летел иеромонах Дауд эль-Антони, который представляет Коптскую Церковь в России и служит на Коптском подворье в Москве.
В аэропорту Каира делегацию встретил епископ Сивериус, руководитель личного секретариата Коптского Патриарха. Среди двух его помощников я узнал отца Зеуса, египетского монаха, который осенью 2023 года около полутора месяцев жил в нашем Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии и трудился на послушании в трапезной.
Коптская Церковь уже не первый год направляет своих монахов для ознакомления с русским Православием. Отец Зеус — насельник монастыря преподобного Макария Великого. Главное его послушание в родной обители — поварское искусство. Ежедневно он готовил кушанья для братии более чем на 200 человек.
В настоящее время отец Зеус обучается на первом курсе Московской Духовной Академии в Сергиевом Посаде.
Итак, утром 29 мая, подкрепившись завтраком, мы совершили свой первый визит — к Чрезвычайному и Полномочному представителю Российской Федерации в Египте Георгию Евгеньевичу Борисенко.
В тот памятный день 29 мая мы начали свое паломничество с посещения одной из самых древних церквей в Каире — «висячей церкви», посвященной Деве Марии.
Она построена над тем местом, где Святое Семейство приютилось на обратном пути в Святую Землю.
По-арабски церковь называется аль-Муаллака («Подвешенная»). Она была возведена над старыми южными бастионами так называемой «вавилонской крепости», которую в глубокой древности построили римляне. Эти бастионы обозначали главные ворота в крепость и придавали церкви как бы висячий вид. С тех давних времен культурный слой здесь вырос примерно на шесть метров и римская башня оказалась погребенной под землей.
К этой церкви ведут двадцать девять ступеней, которые теперь единственные и свидетельствуют о ее возвышенном местоположении. Путешественники называют эту церковь «Лестничной».
Побывали мы также и в храме святых мучеников Сергия и Вакха (церковь «Абу Серга»). К слову сказать, преподобный Сергий Радонежский носил имя именно в честь сего мученика Сергия.
Это очень древний храм. Его построилили в IV — V веках по Рождестве Христовом на месте, где также некогда останавливалось Святое Семейство. Под алтарем храма сохранились ступени, ведущие в грот, который был устроен на том месте, где Святое Семейство пребывало около 3 месяцев. Еще недавно грот был залит водой, но ее удалось откачать и теперь сюда могут спускаться паломники.
Наверху в церкви Абу Серга 12 колонн — по числу апостолов. Причем 11 колонн из белого мрамора, а одна из красного гранита, в предупреждение о предательстве Иуды.
Рядом находится храм святой мученицы Варвары (Санта Барбары, как ее называют на Западе), где пребывает часть ее мощей, а также части мощей мучениц Иулиании, Дамианы и других.
Нужно заметить, что мощи в Коптской Церкви хранятся в овальных продолговатых тубусах, обернутых в красивую атласную или бархатную материю. Для поклонения открытыми их обыкновенно не выставляют, так что верующие прикладываются именно к этим тубусам.
В первый же день нашего паломничества мы побывали в коптском женском монастыре, посвященном великомученику Георгию Победоносцу. Делегацию встретила матушка игуменья Фекла, которая управляет обителью 10 лет.
Наша группа была приглашена в монастырскую трапезную, где нам довелось отведать разнообразных кушаний, приготовленных в лучших традициях египетской национальной кухни. Во время трапезы сестры исполнили духовные песнопения на коптском языке под аккомпанемент небольших тарелочек-кимвалов.
Позже с этими кимвалами нам приходилось встречаться неоднократно. Они являются непременным атрибутом общественного богослужения в Коптской Церкви. Этими тарелочками монахи и монахини вызванивали свои незатейливые мелодии, когда исполняли для нас духовные песнопения в местных монастырях.
Затем состоялась беседа с игуменьей Феклой и сестрами обители. Надо сказать, что коптские монастыри в Египте довольно многолюдные. Есть обители, в которых проживает и 100, и 150, и более 200 насельников. В этой обители по коптским меркам сестер сравнительно немного — всего 90.
Свой день монахини начинают с молитвы ранним утром в 3 часа — с полунощницы и часов. Литургия совершается 3 раза в неделю. На каждой литургии сестры причащаются.
В Коптской Церкви существует традиция, согласно которой в монастыри принимают в возрасте обыкновенно от 20 до 30 лет. При этом кандидаты на поступление должны получить высшее образование.
Считается, что они должны прийти в обитель как уже состоявшиеся граждане, как сознательные люди, и этим засвидетельствовать, что поступают в монастырь по призванию, а не потому, что их жизнь в миру не удалась.
В завершение этой встречи наша делегация преподнесла подарки. Владыка Исидор вручил матушке Фекле крест с украшениями. А игуменья Агния, настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря Подольской епархии, подарила икону Святой Троицы и монастырские сувениры.
Вспоминается участник нашей группы, архимандрит Филипп, наместник Николо-Шартомского монастыря Шуйской епрахии с его необыкновенными подарками. В его обители — большое подсобное хозяйство. Братия, например, перерабатывают молоко и изготавливают различные молочные продукты, в особенности сыр. Большие, увесистые караваи монастырского сыра батюшка вез с собою в Египет в весьма поместительном чемодане, чтобы порадовать ими насельников коптских монастырей.
В этот же день в местечке Маади (в южной части Каира, на восточном берегу Нила, примерно в 12 километрах от центра города) мы посетили храм Пресвятой Богородицы, выстроенный на месте, где Иосиф Обручник с семьей переправлялся через Нил. Здесь ему удалось оторваться от преследователей в своем странствовании по Египту. На этом же месте, по преданию, дочь фараона извлекла некогда из воды корзину с младенцем Моисеем.
Нил — река не особенно чистая, но в этом месте водятся даже раки. Раки, как известно, водятся только в чистой воде. А вот крокодилы, говорят, перевелись после того, как в 1964 году в Верхнем Египте (на юге страны) построили Асуанскую плотину.
Конечно, в древности никакого Каира здесь не было, а неподалеку от этой местности находились крупные города — Мемфис, Гелиополь.
Памятное событие, настоящее чудо, произошло неподалеку от этого места 12 марта 1976 года. К берегу рядом с храмом в честь Божией Матери прибило Библию, открытую на одной из страниц книги пророка Исайи, где говорится: «Благословен народ мой Египтяне» (Ис. 19, 25). В настоящее время эта Библия выставлена для всеобщего обозрения в часовне при храме.
🖋 Иеромонах Мелхиседек (Скрипкин)
#порталлогосърязань
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев