Взгляд изнутри
Мы живём во время большой войны. Отрицать это невозможно. Война проникает везде и всюду, и в школу, безусловно. Я — учитель в России, в небольшом посёлке, и я смотрю, как война проникла в жизнь российских детей. И вот несколько зарисовок с натуры.
Учебный год начинается с того, что на уроки в десятых-одиннадцатых классах приходят только девочки. Мальчики — на военных сборах «для закрепления знаний и навыков, полученных на уроках ОБЖ». Когда они вернулись, я спросил, чем они занимались на сборах. Ответ был ожидаем (я прошёл срочную службу на переломе СССР в РФ): копали окопы, проходили строевую подготовку и занимались изучением Устава.
Одиннадцатиклассница на перемене вскрикивает, глядя в телефон. Девчонки подскакивают к ней: «Что случилось?», «Что ты?», «Что с тобой?» — «Ваня прислал фотку», — и показывает подругам. Реакция разная: кто-то кривит лицо, кто-то прикрывает рот. Спрашиваю: «Что там?» Показывает. А там рука, побитая осколками. «Кто это?» — «Это мой парень. Он на СВО». Но во взгляде уже нет первоначального испуга. «Зато теперь в отпуск приедет. Денег получит…»
Всех учителей, детей и родителей во всех российских школах загоняют в новый мессенджер «Сферум». И с ним куча проблем. Не все могут сходу там зарегистрироваться правильно. Мальчик, класс седьмой-восьмой, просит меня помочь в регистрации. Я слыву специалистом. Прошу его телефон. Регистрироваться надо через ВК. Прошу войти в соцсеть. Открывается страница. А там украинский язык… Парень смущается. Я говорю: «Я никому не скажу. Но ради своей безопасности смени язык».
Самый главный проводник войны в школе — это зам по воспитательной работе. Заходит ко мне на урок в восьмом классе. «Можно? Оторву на минуту… Ребята, вот здесь анкеты, я вам говорила, надо заполнить…» Самый хулиган и двоечник вскакивает с места: «Не буду я в вашу пропутинскую херню вступать!» Замша в шоке. Я беру анкету и вижу там данные для регистрации в «Сферум». «Спокойно, Витя! Это просто для регистрации в “Сферуме”.» — «В “Сферум”? А, ну ладно…»
На уроке по обществознанию задаю вопрос: «Ну, так что нужно, чтобы рос уровень жизни населения?» — «Президента раз в четыре года менять», — отвечает девятиклассник.
В домашней работе «Приведите примеры соблюдения прав гражданина и человека в России» девятиклассница привела дело Саши Скочиленко как пример несоблюдения этих самых прав…
Десятиклассница отпрашивается с будущего урока, потому что папа уезжает на СВО. У неё брат и парень там.
Парта героя… Есть такая штука в российских школах. Парта, за которой якобы сидел погибший на войне с Украиной. «Якобы» потому, что сегодня дети не сидят за одной и той же партой: они перемещаются по кабинетам и на каждом уроке сидят на разных местах, как сами хотят или как определит учитель. И в нашей школе тоже есть «Парта героя» в кабинете истории. Разгильдяй и двоечник из седьмого класса садится за эту парту. Ему кричат остальные: «Пересядь! Ты не достоин сидеть здесь!» Успокаиваю, объясняю, что это просто парта.
Урок в восьмом классе. Обсуждаем демократию как форму государственного устройства. Девочка: «Жаль, Навального убили. Вот он бы устроил демократию.» Другая ей в ответ: «Ты дура, что ли? Навальный — фашист. Он за Украину. А украинцы хотят всех нас убить!»
И вот по «Сферуму» получаю такое сообщение:
«В целях усиления профилактической составляющей по противодействию украинскому неонацизму и вовлечению молодежи в террористическую деятельность… просит Вас в срок до… в рамках учебных предметов “История”, “Обществознание”, “Основы безопасности и защиты Родины” обеспечить работу по разъяснению обучающимся 10-11 классов преступной сущности националистических организаций Украины на примере событий Великой Отечественной войны (“Львовский погром”, “Волынская резня”, “Бабий Яр”, карательные операции в Белоруссии), а также уголовной ответственности за совершение диверсионных и террористических акций и содействие спецслужбам Украины в их совершении.
Отчёт о проведённых тематических занятиях направить в Управление образования.»
Отчёт в виде таблицы. Заполним. В 10 классе во втором полугодии будет Вторая мировая. Конечно, будем говорить о национализме и коллаборационизме. И кроме «Львовского погрома», «Волынской резни», «Бабьего Яра», будем говорить и о «Лесных братьях», и о «РОА»…
Воспитатель заходит на перемене в класс и говорит восьмиклассникам: «Ребята! Хотите, чтобы вам паспорта вручили торжественно? В обложках “Время первых” и со значком!» Дети бурно соглашаются. «Тогда вам надо получить паспорта в ФМС, потом отдать их мне. И мы торжественно вручим их вам в школе у знамени! Вручать будет директор!»
Через пару дней спрашиваю, как им торжественное вручение. «Обложка — фигня! Я уже поменяла на нормальную с Озона», — говорит самая активная и популярная девочка в классе.
Самый откровенный двоечник, концентрация максимум на минуту, совершенно не замолкает ни до, ни после звонка. С ним в классе невозможно вести урок, всё внимание на него, остальным не остаётся. Игнорировать невозможно. Спрашиваю: «Какое будущее ты себе видишь?» Отвечает: «Я школу не закончу. Поеду на СВО, денег заработаю.»
А взрослые всё говорят лишь о проблемах по работе или про цены, зарплаты и т.п.
Война в школе, как и во всём обществе, зримо и незримо присутствует постоянно. Даже когда о ней молчат и делают вид, что её нет. Но дети разные. И надежда не иссякает.
Говорит НеМосква
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1