Началось с того, что в наших беседах Маша то и дело ссылалась на этот фильм, приводила реплики героев, а однажды, после моего рассказа о том, как прошёл день, даже скинула в чат мелодию из него. Вопреки обыкновению, упоминания именно этого доброго старого фильма вызывали какой-то смутный дискомфорт, причину которого я видела в том, что решительно не помню из него ничего, кроме Басилашвили и какого-то лохматого иностранца, совершающих пробежку пасмурным осенним утром. «Но это же классика! — удивлялась дочь. — Ты не могла его не видеть». Разумеется, видела. Но вот не помню!
Причём стоило мне упомянуть об этом в любой компании, как лица собеседников принимали совершенно одинаковое игривое выражение, все принимались наперебой обсуждать эпизоды, о которых мне ничего не известно, и я моментально становилась чужой на этом празднике жизни. Припомнилась одна новообретённая приятельница, которая пеняла нам с моей давней подругой, что мы говорим о вещах, которые ей совершенно неизвестны, и требовала прекратить это немедленно. Каковое требование выполнить представлялось совершенно невозможным, потому что за тридцать с лишним лет нашей дружбы у нас накопилось огромное общее прошлое, в котором её, увы, не было. В конце концов она нас покинула, не вынеся терзаний ревности к этому самому прошлому.
И вот теперь я даже как-то стала её понимать: чувствуешь себя дура дурой, словно не знаешь элементарной таблицы умножения. Марафон этот превратился в назойливое гудение жирной осенней мухи, и я сдалась — отправилась пересматривать…
С первых же кадров стало понятно, почему моя память так настойчиво отторгала этот хорошо известный старый фильм.
Граждане, да я же Бузыкин!
Нет-нет-нет, не в том смысле, о котором вы, вероятно, подумали — я не «ходок», или как там звучит женский аналог этого эпитета… Ну не «ходунья» же! А вот кстати, как? Все слова, которые приходят на ум, оскорбительны до крайности, а какой-нибудь Бузыкин, мечущийся между женой и любовницей, поди ж ты, всего-навсего «ходок» — звучит почти что одобрительно и даже с оттенком зависти. Ну не знаю, как «стахановец» или «передовик производства» — ровесники поймут, о чём я, остальные пусть спросят у Алисы.
Но я таки Бузыкин — человек, который живёт в режиме экстренных служб, только не сутки через трое, а нон-стоп. То есть, если где-то у кого-то подгорает — а подгорает где-нибудь и у кого-нибудь постоянно — то сразу вспоминают несчастного Бузыкина. Почему именно его? Элементарно: во-первых, не откажет. Во-вторых, сделает всё наилучшим образом. И в-третьих, ничего за это не потребует.
Быстро, бесплатно и качественно!
И при этом лавры пожинать будет отнюдь не Бузыкин, ему-то, наоборот, достанется разгребать всю «побочку» и косяки своих контрагентов, которые спокойно себе обходятся без таких подробностей, как совесть и ответственность, считая их лишними, раз всё и так работает.
Весь этот нерв просто взорвался в мне, как пресловутые триста тонн тротила! Даже давление подскочило — и от этой приторной Аллочки, которая не задумывается, как она терзает любимого своими нелепыми претензиями, своими «сердечными приступами» и своей назойливой заботой, ловко манипулируя чувством его вины. И от нелепой Варвары, не менее ловкой неудачницы — как, впрочем, и все неудачники, выезжающие на горбу таких работяг, как Бузыкин. Ведь кто такой неудачник, как не человек с полным отсутствием критического осмысления собственных поступков? Что бы с ним ни произошло, у него всегда виноваты другие…
Сам Бузыкин, конечно, тоже хорош — заврался дальше некуда, но в любом сюжете главное не что́ происходит, а почему. Бузыкин бесит меня больше всех остальных своей фатальной неспособностью сказать «нет». Это при том, что у него собственных проблем выше крыши! Но из-за его уступчивости они размножаются в геометрической прогрессии, как грызуны в отсутствие хищника, которому положено регулировать численность их популяции.
И при этом сам Бузыкин, этот жалкий и презренный Бузыкин, ни разу, заметьте — ни разу никого не попросил о помощи! Что характеризует его как человека совестливого, который прекрасно понимает, что все свои проблемы породил он сам. Больше того, он принимает их так безропотно именно потому, что видит в этом заслуженную кару.
Единственный человек, к которому у меня нет никаких вопросов, это его законная супруга Нина, которая с достоинством переживает нелёгкие времена. Всех остальных, включая главного героя, хочется как минимум встряхнуть, чтобы привести в чувство, каждого в своё…
Послевкусие — «День Сурка» без хэппиэнда. Бунт героя был непродолжительным, всё вернулось на круги своя, что хорошо иллюстрирует музыкальная тема саундтрека. Только если герой Билла Мюррея — законченный эгоцентрик, которого спасла любовь, то наш Бузыкин клинический альтруист без берегов и какого бы то ни было инстинкта самосохранения, которого любовь же и погубит.
Если вам тоже кажется, что вы в ответе за всё человечество и без вас все пропадут, напоминайте себе хотя бы изредка, что вы всё же не Господь!
© Тори Грасс
Все книги автора: https://clck.ru/37dz4b , https://clck.ru/36Q2Mk Художник Андрей Попов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1