И́же во святы́х отца́ на́шего Григо́рия Богосло́ва, архиепи́скопа Константи́ногра́да (Пл).
7 февраля н. ст. / 25 января ст. ст. Краткое житие. Родился в знатной христианской семье в Арианзе (близ г. Назианза в Каппадокии). Сын св. Григория, еп. Назианза (память 1 января), и св. Нонны (память 5 августа), под руководством которой и получил свое первоначальное воспитание и образование. Мирно скончался и погребен в Назианзе (389).
Св. Григорий получил самое полное и разностороннее образование, пройдя курс наук в Кесарии Каппадокийской, Александрии и Афинах, где он учился вместе со св. Василием Великим. Некоторое время преподавал красноречие в Афинах. В 358 г. Григорий, покинув Афины, вернулся в Назианз к родителям и, почти в 30-летнем возрасте, принял крещение у своего отца. Теперь для него «более значило быть последним у Бога, чем первым у царя». Некоторое время подвизался в пустыне вместе со св. Василием Великим. Через три года по требованию отца вернулся в город, был посвящен во пресвитеры и помогал отцу в служении и управлении паствой. В 378 г. дал согласие возглавить Константинопольскую кафедру. В это время повсюду господствовали еретики. Православные собирались только в одной небольшой домовой церкви родственников святого, которую святитель назвал Анастасия («Воскресение»), веря, что именно в этом небольшом храме и воскреснет православие. Много потрудился в деле борьбы с разного рода еретиками, искажавшими догматы христианской веры. Глубоко и тщательно исследуя Св. Писание, святитель Христов пункт за пунктом опровергает положение еретических учений и излагает, четко и ясно формулируя, спасительные догматические истины христианского богословия. В 381 г. на II Вселенском Соборе был утвержден в сане Константинопольского патриарха. По кончине св. Мелетия, патр. Антиохийскаго, председательствовал на Соборе. Ради мира Церкви оставил Константинопольскую кафедру и удалился в уединение на родину. Называется Богословом за свое высокое учение о Св. Троице. Оставил после себя много проповедей, слов, писем и стихов духовного содержания.
Нет комментариев