«Галич» — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).
Мама будущего писателя – натура артистическая — любила театр, занималась музыкой и большинство своих увлечений смогла передать сыновьям: старшему Александру и младшему Валерию. Валерий Гинзбург тоже стал известным человеком, он кинооператор, снявший такие киношедевры, как «Когда деревья были большими», «Солдат Иван Бровкин», «Живет такой парень».
В 1920-м Гинзбурги переехали в Севастополь, оттуда через три года перебрались в Москву. Склонность к сочинительству проявилась у Александра Гинзбурга очень рано. В тринадцать лет он уже опубликовал в газете «Пионерская правда» своё первое стихотворение, названное «Мир в рупоре».
Уже тогда подросток знал, что свяжет свою биографию с творчеством, но долго решал, какое направление выбрать. После окончания школы он стал студентом одновременно двух вузов – Оперно-драматической студии Станиславского и Литературного института, в котором проучился совсем недолго. Любовь к сцене перевесила увлечение сочинительством, хотя писать стихи он не перестал. Через три года умер Станиславский, Гинзбург не захотел продолжать учебу у других педагогов и оставил Оперно-драматическую студию.
В 1939-м Александр Гинзбург поступил в Театр-студию к Алексею Арбузову и Валентину Плучеку. Прошел всего год, и он дебютировал как драматург. Вместе с другими студентами студии он написал сценарий постановки под названием «Город на заре». Кроме этого, он стал автором песен, звучащих в постановке и сыграл одного из персонажей.
Когда началась Великая Отечественная война, Гинзбурга не взяли в действующую армию: медики признали его негодным по состоянию здоровья. Тогда писатель присоединился к геологоразведочной партии и уехал в Грозный. На новом месте молодой человек поступил в труппу местного драмтеатра, где прослужил на протяжении нескольких лет. После того как Арбузов создал в Ташкенте театральную труппу, Гинзбург с удовольствием присоединился к ней, тем более, что бывший преподаватель собрал в этом городе своих выпускников. В 1946 году Александр Гинзбург взял псевдоним «Галич».
Музыка всегда занимала важное место в биографии Галича, но в конце 50-х он начинает уделять ей все больше внимания. Он начал писать композиции, пел их под собственный аккомпанемент на гитаре. Создавая авторскую песню, Галич ориентировался на традиционные романсы и спустя некоторое время уже вышел в лидеры этого жанра. Уже тогда начали появляться первые магнитофоны, песни записывались на бобины, появилась возможность слушать полюбившиеся произведения по нескольку раз, обмениваться с друзьями. Популярность Галича росла с каждым днем.
Когда Галич приступил к записи сборников своих произведений, он не стал включать в них свои первые песни. Некоторые из них, написанные в период с 1959-го по 1962-й год, попали под запрет государственных органов СССР. Их признали не соответствующими общепринятой советской этике. Обиженный несправедливостью по отношению к себе и своему творчеству, Галич, тем не менее, продолжил писать песни, которые обретали все более глубокий смысл и остроту, в них звучало откровенное недовольство властью и политикой государства.
Естественно, так не могло продолжаться долго, и вскоре Галич ощутил на себе всю мощь правительственного гнева. Ему не разрешали организовывать концерты, записывать альбомы и печатать собственные стихи, но поэт и не думал сбавлять обороты, ему больше нравилась свобода, чем благополучная и комфортная жизнь.
Вопреки запрету организовывать концертную деятельность, Галич тайно выступал на «квартирниках». Те, кто приходил на эти концерты, записывали песни барда и распространяли между своими друзьями и знакомыми. Но бдительные служащие КГБ всеми силами препятствовали проведению этих концертов и изымали записи.
Однако это были только «цветочки», «ягодки» ждали барда впереди. В 1968 году Галич стал участником публичного концерта в рамках Новосибирского фестиваля авторской песни. Наряду с другими своими произведениями, певец исполнил композицию «Памяти Бориса Пастернака». Тогда местная новосибирская газета выступила с публикацией, в которой опальный поэт подвергся порицанию общественности. Ему начали угрожать и запрещать исполнять песни собственного сочинения. Начались откровенные репрессии.
Галич игнорирует преследование властей и спустя год представляет на суд читателей свой первый сборник под названием «Песни». Книга вышла из печати в «антисоветском» иностранном издательстве «Посев». Терпение властей лопнуло, и в канун 1971 года Галича исключают из членов Союза писателей СССР. Через год аналогичное положение сложилось с Литературным фондом и Союзом кинематографистов – Галича лишили членства этих сообществ.
Поэтическое наследие Галича состоит из множества произведений. Самую большую популярность у читателей приобрела его книга «Когда я вернусь», песня под названием «Ещё раз о чёрте» и многие другие.
В начале своей творческой биографии Галич трудился над созданием исключительно театральных пьес. С 1946-го по 1959-й год он написал шесть пьес, среди которых наибольшую популярность получили «Пути, которые мы выбираем», «Улица мальчиков» и «Много ли человеку надо». В 1958-м Галич пишет пьесу, которую назвал «Матросская тишина». Премьера должна была состояться в «Современнике», который только что открылся. Однако тогда спектакль так и не и не был показан публике, это произошло гораздо позже, в 1988-м, когда автора не было в живых уже более десяти лет.
Сотрудничество Галича с кинематографом началось в 1954-м году. Он стал автором сценариев к картинам «На семи ветрах», «Бегущая по волнам», «Третья молодость». В 1964-м на экраны вышла лента «Государственный преступник», за которую автор сценария Александр Галич получил грамоту КГБ СССР.
Свою будущую супругу – актрису Валентину Архангельскую — Галич встретил в Ташкенте. Она была младшей сестрой дирижера и композитора Ростислава Архангельского. Романтические отношения Галича и Архангельской длились до конца пребывания в Ташкенте, а вернувшись в Москву, они оформили свои отношения официально. С рождением детей затягивать не стали: спустя год их семья стала больше на одного человека – дочь Александру (Алёну), которая станет в свое время Заслуженной артисткой РФ и родит сына Павла Галича — кино- и театрального актера.
Однако назвать личную жизнь Галича счастливой можно с большой натяжкой.
Девочке исполнилось всего два года, когда ее маме предложили работу в Иркутском драматическом театре, и Валентина Архангельская, не раздумывая, отправляется на новое место жительства. Расстояние между городами было очень большим, встречи мужа с женой случались все реже, пока не сошли на нет. Семейная лодка потерпела крушение, супруги развелись.
Галич недолго ходил в холостяках. В 1947-м году в его личной жизни появилась Ангелина Шекрот, с которой он и прожил до конца своих дней. Женщина искренне любила поэта, поэтому не обращала внимания на его бесконечные романы на стороне, старалась обустроить семейное гнездышко, чтобы любимому хотелось возвращаться домой.
В 1967-м СМИ напечатали информацию о том, что поэт стал отцом внебрачного ребенка. У Галича на тот момент был роман с сотрудницей киностудии им. Горького Софьей Михновой-Войтенко. Мальчика назвали Григорием, и он получил фамилию матери.
С каждым годом напряжение вокруг Галича становилось все сильнее. Государство ущемляло права поэта, не давало возможности развивать дальнейшую карьеру. Власть стремилась сделать все от нее зависящее, чтобы Галич эмигрировал из страны. Долго ждать не пришлось, поэт уехал в 1974-м и больше в СССР не вернулся.
Существует две версии того, как поэту удалось уехать. Одни источники утверждают, что Галич воспользовался израильской визой, а другие уверены, что поэт замаскировал эмиграцию под участие в норвежском семинаре и сумел беспрепятственно покинуть Советский Союз. Спустя четыре месяца после его отъезда всё творческое наследие Галича запретили, изъяли из продажи все стихи, книги, музыкальные композиции и пьесы. Мало того, поэта лишили гражданства СССР.
После отъезда из Советского Союза Галич переехал в Норвегию. Там вышла его первая виниловая пластинка «Крик шёпотом», состоящая из двенадцати композиций. Через некоторое время бард поселился в Мюнхене, а потом сменил Германию на Францию и последние годы своей жизни прожил в Париже.
После переезда в столицу Франции Галич и его жена начали обустраивать свой быт на новом месте. Однако этой идиллии не суждено было длиться долго. Вскоре с Галичем произошёл несчастный случай, который был уготован ему судьбой.
Однажды супруга ушла за покупками в магазин, а поэт решил заняться подключением телевизионной антенны. Каким образом он перепутал гнёзда и воткнул антенну в гнездо под напряжением, теперь уже не узнать, но в результате этой ошибки Галич получил удар электрическим током, который и стал причиной его смерти 15 декабря 1977 года.
Похоронили Александра Аркадьевича Галича 22 декабря 1977 года близ Парижа, на территории русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа.
12 мая 1988 года дочь поэта, Алёна Архангельская, подала ходатайство правительству СССР, и Александр Галич был восстановлен в Союзе кинематографистов, а 15 мая того же года и в Союзе писателей СССР. Летом 1993-го поэту вернули гражданство России.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3