13 декабря по новому стилю весь православный мир празднует день памяти ученика Спасителя, который первым пришел ко Христу, первым откликнулся на Его зов, за что и получил прозвище Первозванного. Это святой апостол Андрей.
Послания святых апостолов в общем и святого первоверховного апостола Павла в частности являются для нас Священным Писанием, составляя канон новозаветных книг. Но еще они отображение жизни сердец их авторов, их психологический вербальный портрет. Главным, мне кажется, качеством, объединявшим всех апостолов, является эта невероятная ревность, с которой они проповедовали Евангелие всей твари, несли слово Божие, крестили, рукополагали и утверждали Церкви. География их путешествий равно и с мученическим подвигом, претерпеванием лишений и готовностью внутренней их вынести, поражают. Потому они, несомненно, апостолы в истинном наиболее полном смысле этого слова «апостол» (с греческого – «посланник»).
Конечно же, им очень помогали и двигали ими благодатные дары Святого Духа, щедро излиянные на них и Пресвятую Богородицу в день Пятидесятницы. Но и не может не восхищать их личное мужество, с которым святые апостолы проповедовали слово Божие. Кстати говоря, имя Андрей переводится с греческого языка именно как «мужественный».
Мужество, основанное на пламенном желании жить во Христе. Вот в чем, думается мне, мы должны поучиться у святого апостола Первозванного и у других учеников Христовых. Для них Спаситель не умер, но жил с ними, в них и присно, т. е. всегда. Мне кажется, что они почти не ощущали призрачную грань смерти и почти явственно ощущали Господа нашего Иисуса Христа, учившего их, руководившего ими, как и прежде на изумрудных галилейских равнинах и у ласковых волн Тивериадского моря, согретого южным солнышком.
Он был для них Живым. Воистину Иегова – Сущий!
Хочется процитировать стихи из Послания к филиппийцам святого апостола Павла, которые, наверное, можно назвать своеобразным девизом апостолов, показывающим нам внутреннее устроение их святых душ: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:21–24).
Вспомним крестную смерть святого апостола Андрея Первозванного в греческом городе Патры, которая говорит одновременно о его глубоком смирении (святой апостол Андрей попросил правителя Егеата, чтобы он его распял на диагональном кресте; апостол не хотел уподобляться Спасителю, как и его великий брат Петр, попросивший по той же причине распять его вниз головой) и его горячем страстном желании умереть – умереть, чтобы соединиться с возлюбленным Богом…
Когда люди пригрозили правителю города язычнику Егеату бунтом, если тот не освободит апостола, то Андрей стал молить Бога, чтобы Он позволил ему умереть, чтобы принять крестную смерть за Христа, соединившись с Ним. И его искренняя молитва была услышана. Когда народ, полюбивший сыновней любовью святого апостола, пришел, чтобы спасти своего учителя от смерти, сияющее облако окутало крест, и никто не мог приблизиться ко кресту до самой блаженной кончины первого Христового ученика. Андрей произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». И умер, чтобы жить, навечно соединившись с возлюбленным Богом.
Для нас, восточных славян, святой апостол Андрей Первозванный является, наверное, родным. Ведь преподобный Нестор Летописец повествует в своем сочинении «Повесть временных лет»: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: “Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквейˮ. И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…»
Конечно, сегодня существует много исторических теорий, согласно которым будто бы святой Андрей дошел только до греческих колоний Северного Причерноморья, а потом пошел в Рим.
Но все-таки хочется верить нашему преподобному Нестору Летописцу о том, что святой апостол взошел на киевские холмы и благословил крестом и своим апостольским благословением нашу землю. Тем более что это было совершенно в характере апостольском: бесстрашно идти к полудиким языческим племенам, чтобы выполнить миссию, вверенную им Учителем: просветить светом Христовой веры всю землю. И мог ли человек, который так пламенно, так искренне любил своего Бога испугаться северных лесов и живущих там народов?! Мне кажется, что не мог. Не мог он избрать легкий путь в Рим. Ведь его главной задачей было не комфортное туристическое путешествие, нет, но проповедь Евангелия максимально большему количеству людей!
Кроме того, на мой взгляд, особое попечение святого апостола Андрея Первозванного чувствуется и в том, что он основал Церковь в поселке Византий. Из нее позже разовьется Константинопольская Церковь, которая станет Матерью для Церкви Русской.
Какой же урок мы, дорогие братья и сестры, можем извлечь из жития святого апостола Андрея Первозванного?
Мне думается, что так же, как и он, мы должны не только декларировать свою веру, но и сердечно ощущать рядом с собой присутствие живого Бога, Который как для апостолов, так и для нас Один и Тот же – вечно Живой, вечно Сущий. И пусть пламенное горячее желание соединения-союза с Богом движет каждым из нас! В этом, пожалуй, главный смысл жизни православного христианина: остановиться, прислушаться к себе и увидеть сердечными очами, что Христос стоит рядом с тобой близко-близко…
Иерей Андрей Чиженко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12