Окончил железнодорожный техникум, затем Тбилисский театральный институт (1943—1946), где его преподавателями были Г. А. Товстоногов и Д. А. Алексидзе. В 1953 году окончил ВГИК (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма). Во ВГИКе занимался также у С. М. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, А. С. Хохловой, А. П. Довженко.
Дипломной работой стал короткометражный документальный фильм о дирижёре Дмитрии Аракишвили.
С 1953 года — режиссёр киностудии «Грузия-фильм».
В 1955 году совместно с Резо Чхеидзе сняли фильм «Лурджа Магданы» по рассказу Екатерины Габашвили. Фильм рассказывает об осле, которого бросил умирать богатый и жестокий владелец и выходили дети бедной вдовы. Для фильма режиссёр изменил конец рассказа: если в рассказе после того, как богач заявляет претензии на осла, судья выносит справедливое решение в пользу вдовы, то в фильме подкупленный судья присуждает осла богачу. Режиссёр объяснял, что ему было необходимо показать драму, а не святочную историю. В 1956 году фильм был удостоен Специального упоминания на конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля как «Лучший фильм с вымышленным сюжетом», став первой за долгое время советской картиной, получившей признание на крупном западном кинофестивале.
Вторая работа режиссёра — бытовая драма «Чужие дети» — была создана в 1958 году под впечатлением от газетного очерка Н. Александровой, опубликованного в «Комсомольской правде», при этом режиссёр перенёс события в Грузию. Советские критики упрекали фильм в подражании итальянскому неореализму. Современные биографы режиссёр отмечают влияние неореалистов, а также наследовавших им кинорежиссёров М. Антониони и Ф. Феллини, но одновременно говорят и о собственном поэтическом языке режиссёра. Фильм также был удостоен почётных наград на международных кинофестивалях.
В 1967 году закончил фильм «Мольба» по произведениям Важи-Пшавела (поэмы «Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин»). В нём он соединил сюжеты о кровной вражде хевсуров и кистинов, притчу о столкновении Добра (Девы) и Зла, олицетворяемого духом Мацилом, и философские интермедии. Режиссёр считал «Мольбу» своим главным творением, обобщившим на философском уровне и содержание двух последующих фильмов трилогии — «Древа желания» и «Покаяния».
В фильме «Ожерелье для моей любимой» (1971) по повести Ахмедхана Абу-Бакара режиссёр продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме.
С 1974 года преподавал в Тбилисском театральном институте. Он был одним из инициаторов создания в институте кинофакультета, где вёл курс кинорежиссуры. Среди его учеников Темур Баблуани, Н. Джанелидзе. С этого же года он — первый художественный руководитель творческого объединения киностудии «Грузия-фильм».
В 1977 году закончил работу над фильмом «Древо желания» по мотивам рассказов Георгия Леонидзе. Фильм повествует о судьбе двух влюблённых в грузинской деревне начала XX века, юноши Гедиа и девушки Мариты. Деревенские старейшины хотят выдать Мариту за богача, и когда они застигают влюблённых вместе, то подвергают Мариту поношению, провезя её через деревню на осле и забросав грязью. И Гедиа, и Марита гибнут. Фильм принёс ему успех и в СССР, и за рубежом, был показан на многих кинофестивалях, где завоевал почётные награды. Иностранные обозреватели отмечали богатую цветовую гамму, мастерское переплетение сюжетных линий и шекспировский пафос истории Гедиа и Мариты.
_________________________________________________________________________
Самым значительным произведением Тенгиза Абуладзе стал фильм «Покаяние».
В центре повествования история вымышленного диктатора Варлама Аравидзе и художника Сандро Баратели. Режиссёр придал Варламу узнаваемые черты А. Гитлера, Б. Муссолини и Л. Берии. После смерти Аравидзе Кетеван, дочь Сандро Баратели, расстрелянного в застенках, выкапывает тело диктатора и не позволяет похоронить, чтобы напомнить о его злодеяниях.
Стремился не только показать ужас тирании и в иносказательной форме рассказать о сталинских репрессиях, но в первую очередь об опасности затишья и застоя, которые сменяют диктатуру. В фильме их олицетворяет фигура Авеля Аравидзе — сына Варлама, который оберегает прошлое. По замыслу режиссёра, чтобы преодолеть свою историю и страх перед прошлым, народ должен пройти через покаяние. Такое покаяние переживает молодой сын Авеля Торнике, который кончает с собой, узнав правду о своём деде.
Сценарий к фильму Тенгиз Евгеньевич начал писать ещё в 1981 году.
По свидетельству его соавтора Наны Джанелидзе, сценарий был закончен при жизни Л. И. Брежнева, после чего Тенгиз Абуладзе отнёс его к Э. Шеварднадзе. По другим сведениям, сценарий был готов к концу 1982 года. Шеварднадзе фактически выступил негласным продюсером картины. Для её постановки правительство Грузии выделило 900 000 рублей.
Чтобы облегчить возможности работы над фильмом, Шеварднадзе предложил, чтобы «Покаяние» снималось по заказу грузинского телевидения и им же финансировалось. Это избавило авторов от необходимости утверждать сценарий в Москве, союзный кинокомитет лишь уведомили о том, что Абуладзе приступает к съёмкам нового фильма.
К лету 1983 года все эти проблемы были решены. Cъёмочная группа отправилась в четырёхмесячную экспедицию в Батуми. Впрочем, когда съёмки были завершены, Тенгиза Абуладзе ждал неожиданный удар. Отснятые пять тысяч метров киноплёнки по вине проявочной лаборатории оказались браком.
18 ноября его настиг новый удар — один из актёров Гега Кобахидзе, игравший роль Торнике Аравидзе, был арестован за попытку угона самолёта в Турцию и приговорён к расстрелу решением суда. После проведённых КГБ ГССР обысков у съёмочной группы Абуладзе пришлось переснимать заново эпизоды с Торнике, на роль которого был выбран начинающий актёр Мераб Нинидзе.
1 января 1984 года Шеварднадзе поздравил Тенгиза Абуладзе с 60-летием и пожелал завершения работы над фильмом. Это означало, что фильм нужен, история с Кобахидзе не является помехой для продолжения работы над ним, необходимые денежные средства будут изысканы.
В конце 1986 года, во многом благодаря личным усилиям первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова, состоялся закрытый показ «Покаяния» в Доме кино, в начале следующего года картина вышла в широкий прокат. Демонстрация «Покаяния» стала знаковым явлением Перестройки в СССР.
Фильм также был показан на кинофестивалях в СССР и за рубежом, где завоевал множество почётных наград, в том числе и Гран-при Каннского кинофестиваля.
__________________________________________________________________________
С 1976 года Тенгиз Абуладзе — секретарь правления Союза кинематографистов Грузии.
Член КПСС с 1978 года. Народный депутат СССР (1989—1991).
В последние годы жизни не снимал кино.
Умер 6 марта 1994 года в Тбилиси. Похоронен в Дидубийском пантеоне.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев