*******************************************
🎆Скоро начнется Великий пост и будет проводиться соборование. Но соборование бывает после литургии, после причастия. Не будет ли грехом маловерия соборование после причастия? Ведь получается, что человек, соединившись со Христом, получив Самого Христа, как бы не верит в то, что Господь его исцелит.
– Хороший вопрос. Конечно, соборование после причащения не будет никаким неверием или маловерием. Это совершенно разные таинства. В таинстве Евхаристии мы действительно соединяемся со Христом, вкушая Его Кровь и Тело, а таинство Соборования дано нам Богом, чтобы мы исцеляли свои немощи, и не только физические, но и духовные. Мы можем причаститься, но от этого зуб болеть не перестанет. Я в воскресенье причастился, но все равно чувствую, что мне нужно идти к зубному врачу.
У нас в храме соборование служится в воскресный день в три часа в течение всего Великого поста. Читаются специальные молитвы, семь раз апостольские чтения, евангельские чтения, раскрывающие нам смысл жизни души человеческой.
Если сказать вкратце, то душа, которая живет нормальными стремлениями, ведет здоровый образ жизни, соблюдает заповеди, не болеет так, как болеет душа грешная. Ведь все болезни и страдания мы получаем от грехов. А грех – это страсть человеческая, когда мы нарушаем заповедь Божию и потом начинаем страдать и мучиться от этой страсти. И, естественно, тут же начинает мучиться от грехов и наше тело.
Многие священники говорят: "Не греши – не болтай, никого не осуждай, а то у тебя зубы будут болеть". Конечно, это немножко на уровне каких-то верований, но на самом деле доля правды в этом есть. Когда мы начинаем осуждать человека и изо рта исходят какие-то не очень хорошие слова, то, естественно, начинают повреждаться зубы, десны. И если мы не хотим болеть, иметь хорошее здоровье, будем стараться не грешить.
И не бойтесь собороваться. Конечно, часто, больше одного раза в пост, собороваться не рекомендуется. Наш духовный наставник учил, что от каждой серьезной болезни можно собороваться один раз. А собороваться от каких-то мелких заболеваний, например, ОРВИ, может быть, и не стоит. Но если заболевания серьезные – какие-то опухоли, болезни сердца или желудка, то, естественно, не стесняйтесь, смело идите и соборуйтесь. И Господь, конечно, помогает, и люди, получившие соборование, реально выздоравливают.
Нужно сказать, что в советское, да и в дореволюционное время было немножко другое отношение к соборованию. Наши старые протоиереи учили собороваться перед смертью. И, что интересно, я замечал, что когда соборуешь какого-то уже пожилого больного человека, после этого он уходит из жизни, и такое случается часто. А почему – я не знаю.
Вот лежит человек, мучается. Ты придешь, причастишь его, соборуешь, и вскоре звонят: "Батюшка, Вы приходили на прошлой неделе. Все-таки отошел ко Господу раб Божий". Видимо, в этом есть какой-то смысл: человек покаялся, причастился, соборовался, послушал молитвы, очистился, и Господь его отпускает, как отпустил старца Симеона, когда тот увидел Спасителя.
Видимо, на соборовании Господь касается больного человеческого сердца, и человек уходит. Но это совершенно необязательно. Бывает, соборуются дети, подростки. По нашим правилам можно собороваться детям с семи лет. Но это опять-таки не установленные правила, а чисто формальные, такие же, как и в случае исповеди. В общем, если болеете – обязательно соборуйтесь.
Но это не говорит о том, что после соборования вы умрете. Не нужно здесь усматривать связь между соборованием и смертью. Одно дело, когда человеку 90 лет, его соборовали, и он умер. Это хорошо, закономерно. Господь коснулся его сердца, и, можно сказать, человек как бы духовно озарился и светлой душой уже пришел к Богу. А другое дело, когда болеют молодые. Им надо жить, стараться делать добрые дела, а они боятся собороваться. Ни в коем случае не нужно этого бояться. Нужно смело идти в храм, причащаться и собороваться.
– Да, таинства у нас разные, и их, в принципе, не так уж и много. Некоторые из них мы переживаем только один раз в жизни – таинства Крещения, Миропомазания, Венчания. А чтобы регулярно как бы подпитываться благодатью, у нас есть молитва, исповедь, причастие. Соборование же, мне кажется, такая форма прошения у Бога дополнительно благодати, чтобы исцелиться от каких-то болезней души и тела, и ею мы можем воспользоваться, например, один раз в год.
– Совершенно верно.
Священник Владимир Тоготин.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев