*
*_(О повиновении духовным наставникам)._*
I. Когда св. ап. Павел проповедывал в городе Листре и совершил там чудо, исцелив хромого, многие из жителей этого города уверовали в Господа, в том числе одна евреянка. Она, приняв к себе в дом святого апостола, просила его взять сына ее в число учеников своих. Юношу звали Тимофеем, память коего совершается ныне. Апостол Павел дал Тимофею наставления; удаляясь из Листры, он поручил его другим христианам и потом, видя, что юноша исполнен веры и любви к Господу, взял его с собою.
С этих пор св. Тимофей сделался верным спутником св. апостола Павла и любимым его учеником. Он с ним вместе трудился и терпел гонения, посещал с ним Ефес, Коринф и многие другие города и области Греции и Малой Азии, и ревностно помогал ему распространять слово Божие. Иногда апостол Павел, вполне доверяя любимому ученику своему, посылал его к новообращенным, чтобы укреплять их в вере. С таким поручением был он послан к фессалоникийцам и коринфянам. К самому же Тимофею св. апостол Павел написал два послания, исполненные любви и мудрых поучений. «Ты, человек Божий», говорит он между прочим, «убегай сребролюбия, а старайся успевать в правде, благочестии, вере, любви, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры; достигай вечной жизни, для которой ты и призван и которую исповедал добрым исповеданием, перед многими свидетелями» (1Тимоф. VI, 11, 12).
Тимофей свято исполнял повеления святого учителя своего и подражал его св. жизни. Св. ап. Павел свидетельствует о нем: «ты последовал мне в учении, жизни, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (2Тим. III, 10). Он был первым епископом Ефеса и с ревностию старался утвердить веру христианскую: он также пользовался наставлениями и св. Иоанна Богослова, который проповедывал в Малой Азии и по смерти св. Тимофея, по возвращении своем с Патмоса, принял епископство ефесское. Св. Тимофей до конца явил себя добрым воином Христа, и в 91-м году скончался мученическою смертию за имя Господне.
_«Св. ап. Тимофей»,_ свято исполнявший волю своего великого учителя ап. Павла, которого подражателем он был во всем, _«научает нас повиноваться своим духовным наставникам»_ и подражать их житию.
II. *Слово Божие учит:* _«повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших /_ (Евр. XII, 17).
а) Нужны ли доказательства и убеждения, чтобы сия заповедь принята была, как необходимая к исполнению?
Никакое общество не может быть благоустроено, и даже существовать не может, без начальников или наставников. А начальники и наставники не могут благоустроить общества без повиновения подчиненных и наставляемых.
б) По слову Христову (Иоан.17, 3), живот вечный, или вечное блаженство, заключается в том, чтобы знать единого истинного Бога и посланного им Иисуса Христа. По слову апостольскому _«веровати подобает приходящему к Богу»_ (Евр. XI, 6). Но Бог непостижим, и Христос есть _«тайна сокровенная от веков и родов в Боге, ныне же явленная святым Его»_ (Кол. I, 26), не в мерцании разума естественнаго, но в свете откровения благодатнаго. Отсюда необходимо происходит вопрос апостола: _«како уверуют, его же не услышаша? како же услышат без проповедующаго»_ (Рим. X, 14)? – *Надобен проповедник истины Божией, наставник в вере, строитель таин благодатных.*
в) Слово Божие сказует, и опыт показывает, что человек рождается зараженный прародительским грехом. Святое крещение возрождает его в новую жизнь, но не уничтожает тотчас же жизни ветхого человека; ибо вседействующая благодать Божия дает место действию веры и подвигу человека, дабы милость была не без правды, и дабы мы добровольно приняли спасение. Посему мы непрестанно должны быть то в подвиге против греха явно в нас более или менее живущего и действующаго, то на страже против греха, готового нас искусить, прельстить, поработить и умертвить. Как укрепиться в сем подвиге? Как не воздремать на сей страже? Как победить привычку ко греху? Как устоять против прелести греха? Как возбудить в себе ненависть ко греху?
Решится ли кто сказать, что это все очень просто, и что для сего не нужно искать наставника, _«имущего чувствия обучена долгим учением в рассуждение добра же и зла»_ (Евр. V, 14)?
III. _«Слышащие сие, может быть, думают, и готовы сказать: дайте нам, таких наставников, как святый Павел, как св. Тимофей; мы желали бы повиноваться и покоряться таким наставникам»._
а) *Вы думаете, что вы совершенно повиновались бы наставникам, если бы имели наставников превосходных?* Сомнительно. Когда Сам Иисус Христос избрал и посылал апостолов Своих проповедывать царствие небесное, Сам дал им наставления, как должны они наставлять других, даровал им силу исцелять больных, воскрешать мертвых, изгонять бесов: не превосходные ли это были наставники? При всем том, в наставлениях им Господь сказал: _«иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому, или из града того, отрясите прах от ног ваших /_ (Матф. X, 14), – _то есть, Он предвидел, что найдутся домы и целые города, которые не захотят слушать сих превосходных наставников. Смиренный и искренно желающий спасения со вниманием слушает и посредственного наставника, и успевает в добре; а кто, по самонадеянности или рассеянности пренебрегает обыкновенным наставником, тот едва ли воспользуется превосходным. Желайте искренно душеспасительного наставления; расположитесь принимать его с верою: силен и верен Бог, желающий всем спастися, и чрез недостойного наставника преподать вам совершенное наставление, и мнящихся быть мудрыми чрез немудрого вразумить, подобно как некогда «подъяремник безгласен, человеческим гласом провещавш, возбрани пророка безумие»_ (2Петр. II. 16).
б) *Некоторые,* стараясь не столько исправить, как оправдать свою жизнь, небрежную, несообразную с учением Христовым, *думают найти себе оправдание в том, что иные наставники не так хорошо живут, как учат.* Нет, самопоставленные судии своих наставников, вы не найдете своего оправдания в вашем осуждении. Мы будем осуждены, если живем недостойно преподаваемого нами учения: но и вы также будете осуждены, и за то, что осуждаете ближняго вопреки запрещению Самого Иисуса Христа, и за то, что не последуете святому учению, которое не перестает быть святым от того, что проходит чрез грешные уста. Истинный Судия мира, Христос Спаситель строго осуждал жизнь и дела фарисеев: но повелевал уважать и исполнять преподаваемое ими учение закона Божия: _«вся елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите, глаголют бо и не творят»_ (Матф. XXIII, 3).
_Священник Григорий Дьяченко_
🔥🙏🙏🙏❤️🔥
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев