Праздник Крещения Господня еще называется Богоявлением, поскольку одновременно с Крещением Иисуса Христа в этот день на реке Иордан произошло явление Святой Троицы (Богоявление).
День, предшествующий празднику, именуется Навечерием Богоявления (вечер-преддверие великого праздника). Второе название «Сочельник» связано с древней традицией варить в этот день сочиво (постное блюдо из обваренных зёрен пшеницы, риса, смешанных с соком («сочивом») и с мёдом).
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, в Сочельник Богоявления Церковью предписывается строгий пост. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника.
18 января в Крещенский сочельник и 19 января в праздник Крещения Господня в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Освященная в эти дни крещенская вода называется великой агиасмой (святыней). В оба дня освящение проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни НИЧЕМ не отличается.
Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет далеко от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть, благоговейно. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму — крещенскую воду. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство.
Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить.
Относительно чудесных свойств крещенской воды можно сказать, что они были отмечены еще святителем Иоанном Златоустом. Крещенская вода не портится на протяжении нескольких лет и обладает свежестью, вкусом и видом только что набранной из источника. Но это бывает при благоговейном хранении и использовании, в местах, где сохраняются мир и благочестие. Нередки случаи, когда при недолжном отношении крещенская вода портилась - благодать от нее отходила и вступали в силу естественные физические законы.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей. Поэтому, если в обыкновенную неосвященную воду добавить капельку святой воды, вся вода освятится (капля море святит).
Навечерию Просвещения
Тропарь, глас 4:
Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елиссе́евою,/ возне́сшуся Илии́,/ и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду/ и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый,/ во о́браз вои́стинну Креще́ния,/ и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие:/ Христо́с яви́ся во Иорда́не освяти́ти во́ды.
Кондак, глас 4:
Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопиет:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х/ Ада́ма первозда́ннаго.
Стихира, глас 5:
Ру́ку твою́, прикосну́вшуюся пречи́стому верху́ Влады́чню,/ с не́юже и пе́рстом Того́ нам показа́л еси́,/ воздежи́ о нас к Нему́, Крести́телю,/ я́ко дерзнове́ние име́я мно́го,/ и́бо бо́лий проро́к всех, от Него́ свиде́тельствован еси́./ О́чи же твои́ па́ки,/ Всесвята́го Ду́ха ви́девшия, я́ко в ви́де голуби́не соше́дша,/ воздви́гни к Нему́, Крести́телю,/ и ми́лостива нам соде́лай,/ и прииди́, ста́ни с на́ми,/ запеча́таяй пе́ние и предначина́яй торжество́.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев