*******************************************
🎆Мы часто встречаем людей, которые считают, что только их вера в Бога самая правильная, и учат других, как надо верить в Бога, таким образом, что могут оттолкнуть от религии других людей. Как помочь такому человеку возвратиться в настоящую веру в Бога без фанатизма? Ведь это бывает очень трудно.
- - - - -
– Мы должны уметь ощущать эту границу как крайнее, абсолютно насильственное действие над человеком, когда мы не даем ему возможности созреть, остаться наедине и подумать о словах или делах, совершенных православными христианами. О том, что он увидел в Церкви или услышал на проповеди, например, или когда человека коснулась благодать Святого Духа за богослужением. Всегда человеку надо давать возможность оставаться наедине, проявить свободу и даже неприятие чего-то. Свободу в том, что здесь и сейчас он не станет истово православным, воцерковленным человеком; это должно произрасти у него изнутри, из его сердца. Итак, с одной стороны лежит фанатизм. Другая крайность – индифферентность, когда мы абсолютно спустя рукава смотрим на человека, нас не волнует спасение его души, его религиозное мировоззрение, мы не сеем никакого евангельского слова и оставляем человека без духовной пищи.
В середине должна лежать наша убежденность, но сопряженная с любовью, с особым тактом к этому человеку, с понятием того, что перед нами находится личность, имеющая свой сложный внутренний мир. Понимание того, что не все так просто в этом вопросе, должно преследовать нас всегда, дабы мы сторонились фанатизма, насильственных действий в отношении человека, чтобы не быть отторгнутыми.
С другой стороны, человек бывает очень подвержен психологическому влиянию. Бывает так, что православный проповедует очень харизматично и на такой фанатичной волне, что может привлечь к этому легко манипулируемого человека. Но такое принятие Христа и вхождение в Церковь чаще всего поверхностное. Когда человек начинает все больше и больше времени проводить в церкви, узнавать о Боге, у него либо наступает определенное трезвение в отношении того, куда он пришел, либо он остается подчиненным своим сознанием этому проповеднику (так его назовем). И этот проповедник, в свою очередь, становится харизматическим гуру наряду с каким-то сектантским деятелем, который приводит людей не к Христу, а к себе, к своим фантазиям, иллюзиям, используя человеческий страх, человеческую наивность, доверие. В нашем обществе много легко манипулируемых людей, и недобросовестные проповедники пользуются этим.
🎆Мне всегда казалось, что Священное Писание одно, но, оказывается, его можно читать совершенно по-разному. Можно выбирать какие-то особые места и так строить свою проповедь, что Священное Писание будет выглядеть как мое (простите за такое сравнение) писание. Если бы мы были грамотными мирянами, то, наверное, могли бы отличить такое самостоятельное прочтение Библии от того, что говорят святые отцы и Предание. Ведь мы можем спокойно разобраться в этом с помощью богатейшей литературы, посвященной толкованию Священного Писания. Тем не менее бывает такое, когда человек то или иное слово из Священного Писания использует как некий инструмент, некую дубинку для того, чтобы человека так или иначе обратить к вере. Самое интересное, что для нас вера продолжает быть православной. Вера – православная, священник – православный, но вместе с этим, оказывается, не так все просто.
- - - - -
– Конечно. И если подобного типа фанатик, внешне находящийся в ограде Церкви, что-либо заявляет, а мы чувствуем, что это явно можно отнести к фанатизму, то мы должны пытаться с ним общаться (если он идет на контакт) на темы Священного Писания, если он делает на него ссылки. Мы должны ему показать, что в Православной Церкви одним из основных методов понимания и рассмотрения священного текста является церковная традиция, которая выражается в канонах, Вселенских и Поместных Соборах, в литургическом творчестве, в богослужебных текстах, в общепризнанных творениях святых отцов, в свете которых мы смотрим на Священное Писание; по крайней мере, на неоднозначные, неясные места.
Мы должны сказать человеку, что метод, который он пытается использовать в утверждении той идеи, которую фанатично доказывает, абсолютно противоречит православию, потому что этот метод исключительно протестантский. Sola scriptura – "только Писание". Когда человек, прочитав Писание, прикладывает к этому собственные внутренние эмоциональные переживания или события, связанные с его личной жизнью, то из конкретной цитаты Священного Писания при определенном наборе других цитат из разных книг Нового и в особенности Ветхого Завета можно сорганизовать любую ересь. У нас есть примеры свидетелей Иеговы, которые от имени Божьего не переливают кровь взрослым и даже детям, из-за чего многие умерли. Об этом всем известно.
В этом смысле Священное Писание как книга, взятая вне Церкви, вне понимания церковного Предания, может быть абсолютно губительной для человека. Потому что в Церкви первое и главное значение имеет жизнь в Духе Святом, жизнь в евхаристической общине. Священное Писание и все остальные драгоценные для нас письменные свидетельства о Господе, какие-то духовные наставления являются тем, что окружает жизнь православного христианина.
Священник Николай Святченко.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев