*******************************************
🎆У меня сомнения, что знание Закона Божьего повысит духовность человека. Те, кто распинали Христа, знали Писание наизусть. До революции во всех школах преподавался Закон Божий, но это не помешало им сбрасывать кресты с храмов. Сатана тоже все знает наизусть и остается сатаной. Может быть, главное в том, чтобы слова не расходились с делами.
- - - - - - -
- Самодовлеющий вопрос, в котором содержится ответ. Скорее, это реплика, и я не буду спорить, ведь мы об этом и говорили. Если Вы внимательно слушали, то мы не противоречили Вашей позиции, но говорили, что теоретические знания при сухом сердце ничего не дают, и сатану поминали, который много знает, и фарисеев. Я согласен с Вами, но если от мысли от бесплодности сухого знания, то есть не подкрепленного делами, вдруг родим идею, что учиться совсем не надо, мы совершим ложный вывод от хорошей посылки. Посылка правильная: просто знания не спасают, нужны знания и жизнь. Нужна благодатная жизнь и знания. Если мы говорим, что если нет благодатной жизни, то не нужны и знания, мы делаем вывод, что не нужно ничего совсем. Это будет ошибка, потому что учиться надо.
Мы не знаем, кого, как и где уколет в сердце шип Божественной любви. Кого-то он уколет именно на Законе Божием. Будет сидеть десять "галчат" и повторять слова из книжки, и всем будет неинтересно, а чьего-то сердца вдруг коснется " Блаженни кротцыи, яко тии наследят землю" или "Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут". Мы знаем про Антония Великого, про Симеона Столпника, других святых, как на них вдруг находило озарение в церкви. Они в сотый раз слышали то же, что и раньше. В сотый раз дьякон прочитал: Раздай все и следуй за Мной, взяв крест. И Антоний, слышавший это в сотый раз, вдруг услышал впервые. И он вышел из церкви, раздал все и пошел за Господом. На какой-то сотый раз приходило откровение Божие, и они вдруг понимали, что они слышат. Мы наблюдаем такие же вещи на наших уроках, занятиях, проповедях. Кажется, говоришь, как горох об стену, сеешь на асфальте, и вдруг какое-то из этих зерен попадает на нормальную почву, вырастает и приносит плод в 30, 60 или 100 раз. Поэтому учить надо. Откуда мы знали про фарисеев, лицемерие, бесплодное знание, которое не спасает, если бы мы не читали книг, не учились. Откуда мы могли бы оценить себя в своем лицемерии, если бы не знание. Знание необходимо. Там, где нет знания, нет никаких добродетелей. Там, где знание есть, появляется возможность добродетели. Поэтому Вы сказали правильно, но главное не сделать лишнего и ошибочного шага в сторону от знаний. Великое знание со временем приносит великие плоды. Полузнание – оно хамское, как говорил Достоевский: "хамское довольство полузнания". Но великое знание смиряет. Великие ученые часто очень смиренны. Люди с большим знанием, бывает, смиряются до зела, а люди с малым знанием горды, как надутые пузыри. Поэтому знания нужны, большие знания смиряют. Раньше больше всего смирялись облитые потом хлеборобы, сегодня самым смиренным может быть преподаватель Консерватории или старенький профессор, знаток античной литературы. Сегодня люди смиряются от большого знания, но и, конечно, от большой беды, от большой добродетели. Так что учиться надо и учиться надо много, до слипания глаз, до изнеможения над книжкой. Согласно еврейским законам, человек, посвящающий себя книжному знанию, работает больше, нежели человек, разгружающий вагоны с песком или кирпичами. То есть, знание дается тяжелее, чем разгрузка тяжестей. Грузчик не так тяжело работает, как человек, отдающий себя умственному труду.
Протоиерей Андрей Ткачёв.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев