ИМЕНА, КОТОРЫЕ НЕ ЗАБЫВАЮТСЯ...
16 сентября - 158 лет назад отошел ко Господу Христа ради юродивый блаженный старец иерей Петр Иерусалимский (Томаницкий) /1782 — †16.09.1866/
Он был подвижником трагической судьбы. Будучи священником приходской церкви в Иерусалимской слободе города Углича, он подвергся настоящему гонению со стороны собственного причта, поскольку требовал безкорыстного и тщательного исполнения обязанностей. Конфликт этот продолжался несколько лет. Отца Петра пытались отравить, после чего он страдал расстройством психики.
Вместе с тем, еще и 1812 год принес отцу Петру новое испытание. Однажды отец Петр совершал Божественную Литургию в своей приходской церкви, как вдруг между молящимися поселянами пронесся слух, что Наполеон входит в Углич.
В храме сделалось смятение, шумные крики ужаса прекратили богослужение; народ побежал из церкви, служители храма Божия перепугались и хотели уйти вместе с народом; с иереем священнодействовавшим сделалась страшная перемена.
Сильный испуг и нервное потрясение произвело на отца Петра минутное омрачение рассудка. Этот случай сделался роковым и решительно подействовал на всю его оставшуюся жизнь. Злобные члены причта воспользовались таким событием, насильно разоблачили священника, с оскорблениями, биениями и бранью привели домой, и приковали на цепь.
В расстройстве чувств, избитый, опозоренный прикованием к стене, отец Петр явился глубоко-потрясенным и, в полном смысле слова, душевно больным. Он заболел, и его поместили в дом умалишенных в Ярославле, а когда он вернулся в том же году домой, его отставили вследствие болезни от должности священника и отобрали священническую грамоту.
После этого отец Петр уже не служил, но нес подвиг юродства, он шел им постоянно и мужественно все последующие годы своей жизни. Пред массой народа он покрывал себя мнимым расстройством своих душевных способностей, говорил иногда многое, как бы вне ума.
С этого времени начинается известность его как подвижника терпения и прозорливого. Он знал, что у каждого на сердце, и к нему за советом стекалось множество посетителей.
Слава о его прозорливости и мудрости духовной все распространялась, и к нему шло множество посетителей из самых разнородных слоев общества. Иногда приходили к нему с дурными намерениями и ради праздного любопытства вызывали его на спор, смеялись над ним.
Он, или молчал, или обличал их, высказывая их тайные дурные дела, намерения и мысли. Когда эти обличения не вызывали в посетителях раскаяния, он начинал кричать, рвать на себе волосы, раздирать рубашку. Иногда, предсказывая пожар, он бегал полуобнаженным по тем улицам, где будет пожар. За это полиция его преследовала.
Чтобы удержать его от таких поступков, как бы вредных для его здоровья и навлекавших на него месть обличаемых, родные в течение 15 лет приковывали его к стене, чему он не противился.
С людьми, относившимися к нему искренно, отец Петр обращался ласково и предупредительно; предваряя их вопросы, предсказывал им успехи или неудачи в их делах, давал им духовные советы и наставления. К тем, кто ехал издалека, он выходил далеко навстречу, прежде чем его о них предваряли, объявлял им, зачем они приехали, и давал им нужный совет или предостережение.
Народ называл отца Петра прозорливым, провидцем, любил посещать его и пользоваться его советами.
Нередко люди духовного звания, получившие образование, облеченные высоким саном посещали отца Петра, – и те, при всем образовании, находили слова и ответы его высоко-полезными и благотворными.
Когда посетители приносили отцу Петру деньги и вещи, нужные в хозяйстве, он предугадывал, кто принес к нему с усердием и приобретенное честным трудом. Иначе он совсем не принимал их и даже ценные вещи бросал в печь.
Все получаемое отец Петр раздавал бедным, а остатки лишь домашним, которые его на это и содержали. Жизнь отец Петр всегда вел суровую, спал не на кровати, а на простой лавке, подкладывая себе под голову кирпич. Чтоб лишить чай приятного вкуса, клал в чашку прядь льна.
Подвижник Югского монастыря иеромонах Адриан /+07.08.1853/, старец Югской Дорофеевой пустыни, строгий ревнитель благочестия и правды, именовал отца Петра святым по жизни и новым Иовом, по безропотному шествию путем злостраданий и крайнего убожества, и пред своею кончиною поручил ему свою заботу руководить многолюдную общину сестер, желавших создания особой для себя обители.
Один из священнослужителей Церкви, ревнуя о духовном просвещении России, в разговоре с прозорливым старцем, со слезами умолял его помочь молитвами скорее выпутаться русской мысли из темных направлений. Тогда старец Божий дал ему понять, что остановки Божьего дела быть не может, но и произвола человеческого нечем остановить.
На 85-м году закончилась подвижническая и многострадальная жизнь отца Петра Алексеевича Томаницкого. Он скончался в начале сентября 1866 года, напутствованный Святыми Тайнами.
Скорбная весть о смерти подвижника быстро облетела город и все окрестности селения; люди всех званий и состояний спешили ко гробу воздать последний долг усопшему. Как велико было стечение народа, можно судить по тому, что пение панихид не умолкало в течение целых шести дней.
Для погребения тело привезено было, как то завещал покойный, в Рыбинск, в женский Софийский монастырь. Этот монастырь был устроен по предсказанию, наставлению и благословению отца Петра. Погребальное шествие было торжественно встречено за заставою крестным ходом.
В день погребения знаменитый проповедник отец Родион Путятин произнес следующее слово:
«...Редкие из людей пользуются таким почтением, каким пользовался покойный отец Петр, которого гроб теперь перед нами, — очень редкие.
В последние сорок лет девяностолетней его жизни, у него, может быть, до сотни тысяч перебывало народа людей всякого звания, состояния, образования.
И приходили к нему не близкие только, но и из дальних мест, и приходили не за советом только и наставлением, а просто так — только взглянуть на него, только посидеть у него, поклониться ему, получить благословение от него.
А какое к нему почтение, теперь умершему. Как святыню встретили здесь его гроб, и как отца своего родного стеклись все проводить его в могилу.
...Так поминайте иерея Петра, и ради него Господь помянет вас. Аминь».
Многие богомольцы, с верою в молитвенную за себя помощь блаженного мерея Петра, притекают к его могиле и получают на себя благодатные знамения, а больные, с верою призывающие имя его, приемлют дар исцеления от недугов своих.
Нет комментариев