Успенский ТРИФОНОВ монастырь – это одна из древнейших обителей Вятского края... На протяжении нескольких веков он является духовным, культурным и образовательным центром. Его основателем стал преподобный Трифон.
По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Ивану Грозному челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 г. царь дал преп. Трифону грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также царь пожаловал вятский монастырь «безданно и безоброчно» селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын царь Федор Иванович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители 12 подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны).
Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма – Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Из них особой красотой отличался Успенский собор, имевший 6 шатров. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна», и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается». Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный...
.Помимо храмов в монастыре уже к началу XVII в. были построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки – погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. По периметру монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.
Преп. Трифон занимался не только хозяйственным устроением обители, но и заложил ее духовное основание. Он ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. В молитве, посте и трудах преп. Трифон был примером для монахов и приходивших в обитель вятчан. Однако среди старшей братии, которая состояла в основном из людей богатых и знатных, возникло недовольство столь строгим уставом. Они изгнали своего настоятеля, сделав архимандритом ученика Трифона – бывшего московского дворянина Иону (Мамина). Лишь в 1612 г. после долгих лет скитаний преподобный Трифон Вятский смог вернуться в родной монастырь, где вскоре скончался. День его смерти – 8 (21) октября – стал днем его памяти.
В XVII в. значение первого монастыря Вятской земли начало возрастать. Монастырь быстро осваивал вновь приобретаемые земли. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. Во многом этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинных землях. Более того, монахи Трифоновой обители стали основателями и строителями новых вятских монастырей.
Обитель становится культурным и книжным центром Вятской земли. Послушники и монахи обучались здесь чтению и письму. Уже в начале XVII в. в монастыре складывается богатая библиотека (более 140 книг), которая содержала богослужебные, святоотеческие книги, поучения, жития святых и пр. В стенах монастыря велась работа по переписыванию книг и созданию оригинальных произведений. Так, среди иноков обители был автор Жития преп. Трифона.
Строительство каменного Успенского собора
В 1689 г. на месте деревянного храма был воздвигнут каменный Успенский собор. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи преп. Трифона, а над могилой установлено надгробие – рака. Здесь же хранились рукописное евангелие, посох и вериги преподобного. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря – древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.
В середине XIX в. при монастыре была организована школа для городских ребятишек, где они учились письму, чтению, арифметике и закону Божию. Монастырских послушников, помимо этого, обучали церковному уставу и пению.
В конце XIX в. оживилась духовная жизнь обители. Во многом это было связано с тем, что в 1880-х гг. в Трифоновом монастыре жил известный подвижник Вятской земли – преп. Стефан Филейский. С любовью принимал он многих вятчан, приходивших к нему за советом. Он не только старался дать духовное наставление и утешение, но и дарил каждому книжку или иконку.
В 1894–1896 гг. под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту Успенского собора. Артель иконописцев из Палеха во главе с Л. И. Париловым расписала интерьеры собора. В начале ХХ в. также были отремонтированы Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы.
В результате в начале столетия внешнее благоустройство обители достигло цветущего состояния. Как писал в 1912 г. К. Селивановский, «кто бывал в Успенском монастыре при предшественниках преосвященного Павла, тот ныне приятно будет поражен теми благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители пр. Трифона. Здания монастырские ремонтированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом, выстроены вновь два дома под квартиры… По всему монастырю и квартирам проведен водопровод… Для богомольцев устроена под братским корпусом "странноприимница"...
Монастырь в советские годы
Более чем 300-летняя история монастыря была прервана революцией 1917 г. 8 (21) сентября 1918 г. по распоряжению советской власти Успенский мужской Трифонов монастырь был ликвидирован. Еще в конце августа – начале сентября 1918 г. иноки монастыря были высланы в Пермскую губернию. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 г. была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. В 1923 г. представители обновленческой церкви при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, изгнав оттуда сторонников патриарха Тихона. Другие монастырские храмы были переданы различным организациям.
В 1929 г. Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как «лом драгметаллов» была сдана государству серебряная рака. В церквях были уничтожены иконостасы (сохранился только в Успенском соборе). Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 г. была разобрана колокольня Трифонова монастыря и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 г. были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена Успенского монастыря.
В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода...
Возвращение Трифонова монастыря верующим....
Еще начиная с 1940-х гг. верующие начали обращаться к властям с просьбой передать им в пользование Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. Но на все прошения верующих власти давали однотипный ответ, что «собор занят и о его передаче не может быть и речи».
В советское время уникальный ансамбль погибал на глазах. Восстановительные работы в монастыре начались только в 1950-е гг. Однако вплоть до 1980-х гг. эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой – изморозью и льдом. Только в 1980-е г. силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.
1988 год открыл новую страницу в истории монастыря. После провозглашения политики перестройки и гласности в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. Выдвигались самые разные предложения, вплоть до создания там гостиницы, предприятия общественного питания, религиозной библиотеки, концертного зала и пр. Однако основных мнений было два: передать ансамбль краеведческому музею или Кировской епархии. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей.В апреле 1989 г. Успенский собор был передан епархии в безвозмездное пользование. В августе 1991 г. Кировский облисполком принял историческое постановление о передаче всего ансамбля Успенского Трифонова монастыря Кировскому епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. А еще через месяц, 25 сентября 1991 г., Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря в городе Кирове. После передачи монастырского ансамбля в ведение Вятской епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус, восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев