Ярким примером постнического жития является жизненный путь преподобного СИМЕОНА Столпника( день памяти -14 сентября). Уже в юности святой Симеон почувствовал любовь к уединенной, подвижнической жизни. Сперва он удалился в монастырь, где превзошел всех братий своими подвигами, а позже уединился на вершине горы и там проводил время в посте и молитве.
Вскоре слава о строгом подвижнике распространилась по всей окрестности и место святого уединения превратилось в место паломничества для многих сотен страждущих. Не желая расставаться со столь полюбившимся ему уединением, но, в то же самое время, не желая оставлять страждущих без утешения, святой Симеон по внушению Божию решил устроить себе новое место подвигов. Он соорудил столп – небольшую башенку, наверху которой была сделана тесная келья.
Стоя на столпе, святой пребывал в постоянной молитве, часто совершая земные поклоны. Пища святого была крайне скудной, при этом он питался только раз в неделю, а великим постом и вовсе не принимал пищи.
Истинный христианский подвиг всегда сочетается с глубоким смирением подвижника. С особой силой смирение преподобного проявилось, когда к нему пришли подвижники из окрестных мест, которые, узнав о необычном подвиге Симеона (ведь он стал первым столпником), решили испытать его. «Отчего, – обратились они к преподобному, – не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой – новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников».
Как только преподобный Симеон услышал эти слова, он тотчас начал спускаться со столпа. Но пустынники поспешили остановить его: «Нет, не сходи, святый отче, но пребывай на столпе: теперь мы знаем, что начатое тобою дело от Бога».
Вскоре преподобному предстояло пройти гораздо более тяжкое испытание. Враг нашего спасения, дьявол, завидуя благодатным дарам подвижника, решил соблазнить его. Дух обольщения явился подвижнику в образе светлого ангела на огненной колеснице и сказал: «Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы взял я тебя на небо». «Господи! Меня ли, грешника, хочешь взять на небо»? – удивился подвижник, и хотел уже было шагнуть на колесницу, но в последний момент осенил себя крестным знамением.
Тут же бесовское видение испарилось, и преподобный Симеон понял, от какой опасности спас его Господь. Желая искупить свой грех, он целый год простоял на одной правой ноге, которой хотел ступить на бесовскую колесницу.
Господь прославил Своего угодника даром пророчества и чудотворения. Многие язычники, приходившие к преподобному, после беседы с ним отказывались от своих заблуждений. По молитвам святого Господь совершил множество чудесных исцелений. Однако смиренный раб Христов всегда говорил исцелявшимся: «Прославляй Господа, даровавшего тебе исцеление, и отнюдь не дерзай говорить, что тебя исцелил Симеон».
Жизнь преподобного Симеона стала ярким образом стремления человека к небу. Воистину он явился «земным ангелом и небесным человеком», стоя на своем столпе подобно свече на подсвечнике, горя любовью к Богу и ближнему.
Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мф.5:3-12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: «Копай глубже». Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: «Довольно! А теперь, если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха». Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпничества». Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.
Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.
Святой Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидел будущее. Император Феодосий II Младший (408–450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизитскую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы – Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой. Новый император Маркиан (450–457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский Собор в 451 году, который осудил монофизитское лжеучение.
Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его «небесным человеком, земным Ангелом и светильником вселенной».
МОЛИТВЫ
Тропарь преподобному Симеону Столпнику
глас 1
Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне:/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и безпло́тных жи́тельству, сый в телеси́,/ Симео́не о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Ты был столпом терпения, подражая праотцам, преподобный: Иову - в терпении страданий, Иосифу - в перенесении искушений, и (ревнуя) житию бесплотных (ангелов), пребывая во плоти, Симеон отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобному Симеону Столпнику
глас 2
Вы́шних ищя́й, вы́шним совокупля́яйся,/ и колесни́цу о́гненную столп соде́лавый:/ тем собесе́дник А́нгелом был еси́, преподо́бне,/ с ни́ми Христу́ Бо́гу// моля́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод: Высочайшего желая и соединяясь с небесным, ты сделал столп, на котором подвизался, подобным огненной колеснице (возводящей на небо), потому и стал собеседником ангелов, преподобный, с ними Христу Богу молись непрестанно обо всех нас.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев