Покровительница города на Неве – одна из самых почитаемых святых православной церкви💗
Ксению Петербургскую считали святой еще при земной жизни. Когда матушка преставилась – приходили на могилу со своими бедами, молясь ей, еще не прославленной. А потом брали землю, как благословение, веруя: она освящена честными мощами угодницы Божией. Говорят, так разобрали весь могильный холмик. А потом, когда на месте упокоения блаженной положили мраморную плиту – разбили по кусочкам ее тоже. Так на месте упокоения рабы Божией Ксении появилась первая часовня.
История часовни Ксении Блаженной
Считается, что первая, небольшая, появилась уже с 1830-х гг. Средства на нее собрали почитатели святой: на оградке ее могилы просто повесили церковную кружку для пожертвований, которые буквально потекли рекой: ведь к матушке не иссякал поток народа, а число желающих поблагодарить пока еще не прославленную святую за помощь во время скорби, исцеления, исчислялось сотнями.
Так появилась каменная часовенка, над дверями которой можно было увидеть лаконичную надпись: «Раба Божия Ксения». Известно, что само место ее упокоения покрыли новой плитой, позже при часовне появилась крытая застекленная галерея. Здесь всегда можно было найти дежурного священника, чтобы заказать панихиду по святой: ведь совершать службы ей самой, как непрославленной, было пока нельзя.
Новая часовня появилась на месте захоронения с 1902 г.
Архитектура часовни
Это – пожалуй, самое известное творение одного из известнейших храмоздателей Петербурга, Александра Александровича Всеславина (1864-1916 гг.). Стиль здания считается «неорусским», так как зодчий использовал элементы, действительно характерные для традиционного храмостроительства России XVI-XVII вв. Это:«шатровая» крыша, покрытая черепицей; так строили в XVII в. зодчие Москвы – а появление подобного здания в самом европейском городе страны говорило о том, что блаженная Ксения – истинно русская святая, представлявшая древнюю православную традицию; украшения фасада – так называемые кокошники, которые используются в декоре оконных проемов, а также карнизов;
и, конечно, традиционная для Руси луковичная главка, которой завершается купол.
Сейчас на наружной стене можно увидеть мозаичный образ блаженной, ниже которого – мраморная плита, на которой начертаны слова с ее гробницы:
«Во имя Отца и Сына и Святого духа. На сем месте покоится тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего в ранге полковника Андрея Федоровича Петрова. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития имела 71 год, звалась именем Андрея Федоровича. Кто знал меня, да помянет мою душу для спасения своей души»
Ныне существующее мозаичное изображение святой сделано уже после ее прославления. В 1902 г. же на этом месте находился стеклянный витраж: образ Христа, который, однако, был утрачен за годы гонений.
Убранство часовни Ксении Петербургской
Главным украшением был иконостас, находившийся на восточной стороне, а также сделанный из мозаики образ Распятого Господа. Перед ним постоянно горела лампада...
Кроме этого, на стенах часовни находилось множество икон, пожертвованных благодарными святой почитателями. Так, рассказывают о двух серебряных образах, которые еще прежней часовне подарил князь Масальский. Он, веруя святости Ксении, горячо молился ей перед уходом на войну с турками (1877-78 гг.) о сохранении своей жизни – и Господь не посрамил его веры: князь не был даже ранен.
Два закрытия
Впервые доступ верующих к могиле угодницы Божией был закрыт перед Великой Отечественной войной. После 1917 г., несмотря на гонения на веру, жители города продолжали идти на это место, молясь о близких – и получая просимое. Помощь святой как никогда была нужна горожанам, страдавшим от тягот гражданской войны, голода, болезней. А потому панихиды по блаженной шли здесь буквально каждый день.
После войны, с 1947 г., власти вынуждены были отступить: здесь разрешили богослужения. Часовню заново освятил протоиерей Василий Раевский, настоятель Смоленской церкви при кладбище, которую также разрешили открыть. Около 15 лет здесь, как до революции, служили панихиды, как правило, ежедневно.
Новое закрытие последовало во время следующей волны антиправославных гонений, который начались при Н.С.Хрущеве. 18 ноября 1962 г. здесь было решено устроить скульптурную мастерскую...
Немало усилий для того, чтобы вернуть святыню Церкви, предпринял с начала 1980-х митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), позже ставший Патриархом. К 1983 г. здание, наконец, вернули верующим. Владыка Алексий также был сторонником церковного прославления святой – что совершилось 19 августа 1987 г. А 10 июня 1988 г. владыка Алексий пред часовней огласил это решение Поместного Собора – его слушали более 10000 собравшихся православных.
Восстановить само здание удалось только к 2002 г., когда праздновалось столетие открытия часовни. Реставраторам удалось придать ей почти тот вид, какой она имела до 1917 г. – лишь вместо утраченного витража с образом Спасителя появилась над входом мозаичная икона самой святой: теперь она была прославлена. pravoslavie.wiki
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев