Будучи христианами, все мы знаем, что трудности являются для нас необходимым средством духовного взросления и возрастания во Христе. Важное место среди них занимают трудные ситуации, связанные непосредственно с людьми, и, в частности, общение с теми людьми, взаимоотношения с которыми по разным причинам бывают сложны. О том, какие внутренние и внешние вопросы при этом для себя приходится решать, размышляет игумен Нектарий (Морозов).
"...Радость общения — одно из главных земных утешений человека. И конечно, нам доставляют немало переживаний ситуации, в которых общение оказывается тягостным и мучительным...
...у ненависти, которая проявляет себя действительно как разрушительная демоническая сила, есть такое свойство: она ранит душу того человека, против которого она направлена, даже если этот человек не придает ей особого значения. И сталкиваясь с этой ненавистью, нужно обязательно иметь в виду, что она зачастую носит совершенно иррациональный характер. Можно стараться человеку послужить, можно изо всех сил ему идти навстречу — и он с каждым таким шагом, обращенным на благо ему, будет нас только всё больше ненавидеть. Здесь не надо как-то особенно расстраиваться, впадать в уныние от своей неспособности что-либо изменить — это не наша неспособность и немощь, это прежде всего сила бесовская на той стороне, в поступках того человека.
Здесь совершенно правильное и нормальное действие — прежде всего себя от этого человека обезопасить. Если это жильцы, которые устраивают дебош, если это сосед по коммуналке, который вам в пьяном виде угрожает, разделите внутри себя христианское отношение к этим людям и те практические действия, которые необходимо предпринять. У нас в храме были случаи, когда приходилось вмешиваться в ситуацию, где муж бьет жену, где одинокую бабушку донимают неадекватные соседи. Полиция, участковый никак не реагировали, и нам приходилось к тем же асоциальным соседям этой бабушки отправлять прихожан-мужчин, которые просто обозначали свое присутствие и задавали вопрос: «Вы зачем нашу бабушку обижаете?». И этого оказывалось достаточно, потому что тот, кто выплескивает свою агрессию на беззащитных, как правило, труслив, и ему бывает достаточно понять, что человек в этом городе не один, что у него есть какие-то близкие люди, чтобы больше не испытывать судьбу.
.. Если мы, столкнувшись с неприязнью, прежде всего о человеке молимся, тем более нужно молиться, столкнувшись с ненавистью... реакция на нашу молитву может быть разной: зачастую бывает так, что человек еще больше ожесточается и еще сильнее на нас восстает.
Ни в коем случае ненавидящего нас человека нельзя бояться, потому что именно страх и рождающаяся из него реакция ответной агрессии является необходимой составляющей формулы зла. У кого-то из афонских подвижников мне встречалось сравнение зла с цепью, опутывающей весь мир, в которой каждое из звеньев — злоба, рожденная другой злобой. Кто не помнит известную карикатуру Херлуфа Бидструпа: на человека накричал начальник, этот человек вышел с работы и пнул собаку, та побежала и вцепилась в хвост кошке и так далее? Это цепная реакция, и она действительно может быть бесконечной, но в то же время она мгновенно прекращается, когда кто-то один в этой цепи не делает того, что ожидаемо должен был бы сделать: когда он не отвечает злом на зло. Поэтому каждый из нас, при всей своей немощи и слабости, может быть тем, кому распространение зла удается остановить.
Не только взаимоотношения с нами людей, но даже взаимоотношения с нами окружающего нас мира целиком основываются на том, что находится в нашем сердце. У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Умирись с собою, и умирятся с тобой Небо и земля». Соответственно, если ты не умирился с собой и у тебя в сердце мятеж, то и обстоятельства, и люди будут постоянно оказываться как бы поперек твоего пути. И в этом есть совершенно очевидный духовный смысл: ты не можешь умириться с самим собой, потому что ты горд, и тогда тебе посылается от Бога то, что смиряет тебя помимо твоего желания. Если ты эту помощь принимаешь, то можешь преодолеть практически любую внешнюю ситуацию, а если не принимаешь, то так и будешь мучиться и страдать. Это не только духовный закон, но и просто практическое наблюдение: чем смиреннее человек, тем легче у него складываются отношения, в том числе, и с людьми сложными. Во-первых, потому, что пытаться взбудоражить его, всё равно что палкой перемешивать море, и эти попытки его знакомыми, его собеседниками вскоре оставляются. А во-вторых, потому, что смиренный человек, как правило, получает дар видеть красоту, которая сокровенна даже в человеке самом неприглядном по образу жизни и поступков. Это видение красоты есть то, что позволяет любых людей ощутить родными, потому что это та же самая красота, которая заключена и в нас самих. И с этим ощущением общности, сродности оказывается гораздо проще вместе с людьми быть — и с теми, кто хорош и добр, радостен и светел, и с теми, кто пока еще не таков и, может быть, даже никогда таким не будет.
Игумен Нектарий (Морозов)
источник : hram-troicy.prihod.ru›
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев