Евангельский благоразумный разбойник, который был распят рядом со Христом и покаялся, показывает нам удивительный пример духовного обновления человека. Но, что ещё удивительнее, таких «разбойников» Бог часто использует для того, чтобы слово Божие было проповедано народам, которые ещё не узнали Христа.
Таких покаявшихся разбойников было немало в истории Церкви, и одним из них стал преподобный Трифон Печенгский – русский святой, просветитель Русского Севера.
Преподобный Трифон вошёл в историю как апостол народа лопарей (или, как называют их сегодня, саамов) и основатель одного из северных монастырей.
В миру его звали Митрофаном, он родился в конце XV века в семье священника. Несмотря на это, в молодости Митрофан стал разбойником и, как писал современник, «много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чём раскаялся и о чём горько сожалел».
После разбойной жизни угрызения совести привели Митрофана к реке Печенге на Кольском полуострове, где, «ища уединения, блуждал он по дремучим лесам, заходил в глухие, безмолвные пустыни», как написал современник со слов самого Митрофана.
В этих пустынных местах будущий святой встретил преподобного Феодорита Кольского и стал подвизаться вместе с ним.
Митрофан давно был знаком с обитателями сурового северного края – лопарями. Он с интересом относился к их языку, культуре, вере. И вот, в том числе благодаря Феодориту Кольскому, Митрофан начал проповедь Христа среди лопарей.
Проповедь эта шла нелегко, ведь лопари, как говорится в житии преподобного Трифона, жили «в нечестии и в самом поганом идолобесии». Подвижник начал «любзно сказывать о слепоте их и о дьявольском омрачении». В ответ лопари, как сказано в летописи, «разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него», а также угрожая смертью. Особенно лютовали лопарские языческие жрецы.
Это время стало тяжёлым испытанием для преподобного: в диком краю, без всякой защиты со стороны единоплеменников и братьев по вере, он уповал только на Бога, который давал силы перенести трудности.
Мало-помалу лопари стали смягчать своё отношение к Митрофану и склоняться к православию. Это вкупе с поддержкой новгородского архиепископа позволило Митрофану в 1532 году основать монастырь в честь Святой Троицы, в котором Митрофан принял монашеский постриг с именем Трифон. Монастырь стал центром притяжения не только для русских иноков, но и для лопарей.
Подвиг преподобного Трифона продолжается и сегодня. Возрождённый сравнительно недавно Трифонов-Печенгский монастырь является важным духовным центром на севере России. А в норвежский Нейден каждый год съезжаются верующие из России, Норвегии и Финляндии, чтобы помолиться в часовне, построенной преподобным в 1565 году.
По словам церковного песнопения, преподобный Трифон «в последних концех северныя страны языки просветил еси, породив водою и Духом Святым».
Наставляя учеников перед своей кончиной, преподобный Трифон сказал: «Не скорбите, братья мои. Иисус Христос меня одного во всех приключившихся моих трудных обстоятельствах не оставил, тем более вас, собранных во имя Его святое, не оставит».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев