В преддверии ПОСТА святой апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Да, действительно, некоторые говорят, что мясо есть – грех. Нет, в мясе никакого греха нет. Наоборот, велено от Церкви отлучать того, который говорит, что мясо есть – грех. Смысл поста не в том, чтобы гнушаться каких-то родов пищи, смысл поста – в воздержании, чтобы утеснить свое чрево, чтобы чувства наши пришли в тишину, чтобы мы освободили свой дух.
Но к сожалению, учение апостола Павла о посте слишком высоко, чтобы обывательское сознание его воспринимало. Поэтому он говорит: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила к соблазнам для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» Слава Богу, капищ сейчас уже нет, но каким образом это к нам относится? В самом практическом смысле. Иногда постом мы вынуждены идти в гости к человеку, внешнему для Церкви, и так все устраивается, что на столе нет никакой постной пищи. Что делать? Апостол говорит: ешь, ничего страшного нет в том, что ты проглотишь кусок мяса. Не надо только, воспользовавшись этим случаем, подналечь так, чтобы успокоить свое чрево.
Ну а если там окажется кто-то, кто, увидев, как ты ешь мясо, может соблазниться? В патерике рассказывается, как путешествующие монахи пришли в один монастырь и им подали на трапезу мясо. Они стали есть, и вдруг один сказал: «Это мясо». Они говорят: «А, это мясо, тогда мы не будем». То есть когда возник повод для соблазна, они сразу отказались есть, потому что соблазнять нельзя. Поэтому если за столом зайдет речь о посте, тогда тут же надо сказать: нет, мясо мы вкушать не будем, потому что пост. А если речи о посте нет и никто не понимает, что сейчас происходит в Церкви, то, вкусив чего-то скоромного, мы этим согрешаем в очень незначительной мере по сравнению с тем, если будем отказываться и тем самым превозноситься над другими. Поэтому иногда лучше вкусить мясо, а на следующий день можно вообще ничего не есть, если уж так тебе охота попоститься. А излишне рассуждать на тему гастрономии христианину не пристало именно потому, что пища не приближает к Богу....
ПОСТ же предпринимается с той целью, чтобы, наоборот, утеснить всю свою жизнь внешнюю: утеснить свое чрево, утеснить свои глаза, утеснить свои уши, утеснить свой язык – все это сократить по возможности для того, чтобы открылись в нашей жизни «реки воды живой» – Духа Святаго. Чем больше мы утесняем свою душу и тело, тем больше в нас горит дух, мы тем самым даем ему свободу. Господь для этого и на землю пришел. Он так и сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» Загорится в нас огонь этим постом или опять мы так же лениво проплетемся, как и в прошлый пост, ничего не достигнув, и, выйдя из поста, увидим, что мы какие были, такие и остались? Трудно надеяться на то, что мы полностью изменимся. Но если мы не станем хотя бы чуточку лучше, это уже будет плохо...."
. Цель поста – прибавление в нас любви. И мы это все предпринимаем для того, чтобы приблизиться к Богу хотя бы на полшага. Поэтому будем, дорогие братья и сестры, стараться с охотой просить друг у друга прощения и будем стараться следовать заповедям Христа Спасителя, чтобы наследовать нам жизнь вечную..."
Протоиерей Димитрий Смирнов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1