Письменные источники.
Имя Его варьируется в списках летописи и поучениях против язычества - Велес, Волос, Власе, Власий, Влас - „скотий бог“, „скотий“, т.е. дикий, лютый, звериный.
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ ПО ДОГОВОРАМ ОЛЕГА И СВЯТОСЛАВА С ГРЕКАМИ:
В лето 6415 (911): „Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир“.
В лето 6479 (971). „…да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога“.
СЛОВО СВ. ГРИГОРИЯ, РАСКРЫТОЕ В ТОЛКОВАНИЯХ, О ТОМ, КАК, СПЕРВА ЯЗЫЧНИКАМИ БУДУЧИ, НАРОДЫ КЛАНЯЛИСЬ ИДОЛАМ И ТРЕБЫ ИМ КЛАЛИ, ТО И НЫНЕ ТВОРЯТ (XI — XII вв., список XV в.):
"А другие под овином и в хлевах скотских молятся, как язычники..., и скотному богу, и попутнику, и лесному богу...".
СЛОВО НЕКОЕГО ХРИСТОЛЮБЦА И РЕВНИТЕЛЯ ПО ПРАВОЙ ВЕРЕ (XI в.):
"Не подобает христианам игр бесовских играть, которые суть плясание, музыка, песни бесовские и жерт¬ва идольская, когда молятся под овином огню, и вилам, и Мокоши, и Симу, и Реглу, и Перуну, и Волосу, скотьему богу, и Роду и Рожаницам, и всем тем, которые им подобны.".
ЖИТИЕ БЛАЖЕНАГО ВОЛОДИМИРА (список XV в.):
"А самъ, в Киевъ вшедъ, повеле испроврещи и избити кумиры, овы исъсещи, а иныя ижжещи, а Волоса идола, его же именоваху скотья бога, веле в Почаину реку въврещи...".
"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" (XII в.):
"...чи ли въспѣти было, вѣщеи Бояне, Велесовь внуче.";
"ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ" (русский список XII в.):
"Сии суть, иже не вѣроваша во Отца и Сына и Святаго Духа, но забыша Бога и вѣроваша юже ны бѣ тварь Богъ на работу сотворилъ, того они все боги прозваша: солнце и мѣсяць, землю и воду, и звѣри и гади, то святѣи человѣкы, камени ту устроя, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна, но быша обратиша бѣсомъ злымъ и вѣроваша, и доселѣ мракомъ злымъ содержими суть...";
"ЖИТИЕ АВРААМИЯ РОСТОВСКОГО" (XV в.):
"Видев же преподобный ту близ прелесть идольскую сущу, в нечестивых душах единаче растущу, не убо бе еще прияли святое крещение, но Чюцкий конец бяше, и покланяхуся идолу Велесу каменну, омрачени бо сердца их деянием бесовским...".
"СКАЗАНИЕ О ПОСТРОЕНИИ ГРАДА ЯРОСЛАВЛЯ"- источник XVIII века, восходящий к древней записи, „которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в достаточной степени отразила истинный ход событий“, прямо говориться, что волхвы были жрецами „скотьего бога“: „Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури“. „И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься: При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю: Hа месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался: Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь“.
/"СКОТ" (цит. по: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т.3. - СПб., 1912.):
- скотина, домашнее животное (преимущественно из рогатого скота);
- имущество;
- деньги./
Источники: Л.В. Соколова. Велес // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": Т. 1. А—В. — 1995. / Тупиков Н.М. «Словарь древнерусских личных собственных имен». СПб., 1903. / Гаврилов Д.А., Наговицын А. «Языческие Боги славян».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1