Законодательство готовится к введению электронной системы документооборота в грузоперевозках. Однако пока нововведение оставляет больше вопросов, чем ответов. Тонкости новой процедуры разбирает ведущий юрист юридической консалтинговой компании «Юсконсалт» Яна Иванова. 2 июля 2021 года Владимир Путин подписал ФЗ- 336, согласно которому грузоперевозки с 1 января 2022 года будут оформляться через специальную информационную систему. Соответствующие изменения внесены в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. К 1 января 2022 года: — будет создана государственная информационная система электронных перевозочных документов и информационная система электронных перевозочных документов. Участники информационного взаимодействия — грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи, фрахтовщики, которые будут заключать договоры с оператором информационной системы. Оператор информационной системы — организация, включенная в реестр операторов и соответствующая требованиям (оборудование для хранения и обработки информации должно находиться в РФ, стоимость чистых активов не менее 300 млн руб. и иные требования). Оператором государственной информационной системы будет Министерство транспорта РФ. Законом также установлено, что обладателем всей информации в системе будет непосредственно Российская Федерация. Фактически государственная система будет включать в себя все иные информационные системы перевозок. — транспортную накладную, заказ-наряд, сопроводительную ведомость можно будет оформлять и в электронном, и в бумажном вариантах. Электронные документы необходимо будет подписывать усиленной электронной подписью. Вероятно, со временем документооборот в сфере перевозок перейдет в электронный вид, следуя тенденциям цифровизации и контроля государства над сферой перевозок. — непосредственно после оформления документов информация о перевозчике и о перевозке автоматически через оператора информационной системы попадет в государственную систему. — заинтересованные гос. органы будут иметь в системе личные кабинеты, в которых они могут получать всю необходимую информацию о перевозках. Соответственно, налоговой инспекции даже не придется делать запрос в Минтранс для получения информации о конкретной перевозке. Вся интересующая информация будет получена в личном кабинете. Храниться электронные документы будут 5 лет. На начальном этапе использование электронного документооборота будет добровольным — можно оформлять как документы на бумажных носителях, так и в электронном виде. Однако вероятно, что со временем весь документооборот перейдет в электронный вид. Участники информационного взаимодействия смогут получить доступ к системе помощью усиленной электронной цифровой подписи или с использованием логина и пароля с Госуслуг. Общественность оценивает закон неоднозначно. Пока из закона не следует, обязательно ли всем перевозчиками использовать систему или часть перевозчиков смогут работать, оформляя перевозки как раньше. Должны ли частные перевозчики работать через эту систему? Пока ждем разъяснений. С одной стороны, включение информации в информационную систему и оформление документов в электронном виде — это дополнительные обязанности для перевозчиков. И эти обязанности повлекут за собой дополнительные расходы, которые могут отразиться на стоимости перевозок. С другой стороны, информационная система поможет защитить интересы отправителя груза в случае его утраты. Иногда грузы в процессе перевозки исчезают, и в отсутствие документов переписка в мессенджерах в качестве доказательств передачи груза перевозчику судами не принимается. В таких случаях оформление через систему контроля за перевозками может сэкономить компании несколько миллионов рублей. Информационная система отслеживания перевозок вводится в рамках масштабной борьбы государства с обналом и неуплатой налогов. Часто в налоговых спорах налогоплательщики, доказывая реальность доставки товаров и перевозки, использовали товарные накладные, товарно-транспортные накладные, с указанием частей номеров транспортных средств, фамилии водителя без имени отчества, что затрудняло или делало невозможным идентификацию машины, ее владельца или водителя. С внедрением информационной системы это станет невозможно, так как в электронную систему будут вноситься полные сведения о перевозчике, транспортном средстве, водителе и грузе, и эти сведения автоматически будут попадать в налоговый орган. То есть внедрение новой системы контроля за перевозками — попытка вывести этот сегмент рынка из тени. Тотального контроля не избежать, а значит, что работать придется по новым правилам. Сейчас самое время настроить работу компании-перевозчика так, чтобы, когда электронный документооборот станет обязательным, компания безболезненно смогла на него перейти. Для этого необходимо провести ревизию имеющихся документов, выяснить, все ли обязательные реквизиты в документах есть. На основе полученных данных и наиболее частых ошибок можно составить чек-листы для сотрудников для оперативной проверки перевозочных документов на предмет наличия всех реквизитов. Также придется провести ревизию и среди контрагентов — лиц, непосредственно перевозящих товары. Если среди контрагентов есть компании, которые не готовы показывать, кто конкретно (водитель, транспортное средство) перевозит груз, с ними придется попрощаться во избежание возможных претензий от контролирующих органов. Фото:Источник: tayga.info Источник: https://otborta.ru/ls/blog/15875.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев