Мы продолжаем цикл публикаций "Профессии старой России", и сегодня речь пойдет о профессии "пряха".
На Руси ручная прялка, появилась в глубокой древности и стала обязательным предметом крестьянского быта и народных ремесел, передаваемых из поколения в поколение. Прялка была неизменной спутницей русской женщины на протяжении всей ее жизни. В литературе или фольклоре трудолюбивую хозяйку чаще всего изображали именно за прялкой, где вручную пряха скручивала нить из "кудели" - волокна для прядения. А главным орудие для прядения было веретено, с изобретения которого появились собственно и прялки.
Прядение - это изготовление нитей из льняного, конопляного волокна и овечьей шерсти. Этой работой девушки и женщины занимались долгими зимними вечерами при свете лучины.
Это был тяжелый труд, но под умелой рукой веретено крутилось, как волчок. За прялку девочек сажали уже лет с пяти-семи - учили "тянуть ниточку". Им специально делали собственную маленькую детскую прялку, и это была не игрушка, а орудие труда. Большую прялку преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках.
С детского возраста юная хозяйка уже начинала готовить себе приданое, по которому сваты судили о мастерстве невесты. Только свадебных рушников она должна была заготовить не меньше пятидесяти. Кроме того, ей нужно было иметь к замужеству около двадцати комплектов одежды, ткани для хозяйственных нужд, постельные принадлежности, скатерти, холсты.
Прядением в русских деревнях, как правило, занимались незамужние девушки с осени до Великого Поста, в то время, когда нет полевых работ. Деревенские девушки собирались по вечерам вместе, приносили свои прялки и в «низеньких светёлках» при лучине сидели за своей работой до полуночи. Такие вечера именовались "запрядами" или "супрядками". Девушки рассказывали друг другу новости, пели песни, общались и мечтали.
На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними. К играм и танцам обычно приступали только после того, как заканчивалась принесенная из дому кудель для пряжи.
По лавкам сидели и старшие, любовались детьми или сплетничали о молодежи. Примечательный факт, что во время прядения рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей. "Слюна придает нитке крепость" - так говорили пряхи. Каждая девушка приходила на посиделки со своей прялкой, которая выступала своего рода ее «визитной карточкой». Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму и украшала наравне с одеждами, бусами и лентами.
Существовала традиции, связанная с прядением. Например, в великий четверг девушки и женщины пряли нити левой рукой для каждого члена семьи, такие нити отождествлялись с нитями судьбы. Нити, спряденные в четверг, считались лечебными и, если кто-то в доме болел, такими нитями перевязывали запястье и ноги. Отсюда в наш язык и вошли эти выражения "нить судьбы", "красной нитью".
Несмотря на технический прогресс, прядение на ручной прялке сохранялось в России вплоть до XX века. Пользуются ими и сейчас. Особенно ручные прялки популярны среди любителей традиционных ремёсел.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев