115 лет со дня рождения советского и российского авиаконструктора, доктора технических наук, Героя Социалистического Труда Матюк Николая Захаровича.
Матюк Николай Захарович родился 14 октября 1909 года в д.Лешно Руднянского района Смоленской области.
После окончания рабфака в 1929 году поступил в МВТУ, в 1935 г. окончил Московский авиационный институт, который выделился в самостоятельный вуз.
Еще студентом института, в 1933 году, приступил к работе в коллективе известного авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, где по окончании института и продолжил трудиться. В должностях инженера и начальника аэродинамического сектора участвовал в расчётах конструкций самолётов И-17, И-153 «Чайка», ВИТ-2, И-180, И-190, а также последних модификаций И-15 и И-16.
8 декабря 1939 года был утверждён новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), в который вошел ряд работников КБ Поликарпова, в том числе Н.З. Матюк. Возглавили этот отдел А.И. Микоян и М.И. Гуревич. Перед войной Матюк участвовал в проектировании самолёта И-200, поступившего на вооружение под маркой МиГ-1. Чуть позже при непосредственном участии Н.З. Матюка была создана модификация истребителя - МиГ-3.
После войны активно участвовал в создании МиГ-9 - первого советского реактивного истребителя. В 50-х годах под его практическим руководством были созданы семейства истребителей-перехватчиков (И-7К, И-75, И-75Ф и Е-150) для первых автоматизированных систем ПВО «Ураган-1», «Ураган-5», ракета «воздух - воздух» средней дальности.
В 1957 году Николая Захаровича назначили главным конструктором Опытно-конструкторского бюро №155 - «ОКБ имени А.И. Микояна».
В конце 1950-х годов возглавил работы по созданию самолёта МиГ-25. В 1968-1971 годах были закончены основные этапы создания этого уникального самолёта, и его приняли на вооружение не только в СССР, но и многие годы он являлся основой ВВС многих зарубежных стран.
В середине 70-х годов Николай Захарович возглавлял создание самолёта с кардинально новыми лётно-техническими характеристиками.
В 1990-х годах - главный конструктор государственного унитарного предприятия «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ»». В эти годы Н.З. Матюк руководил работами по созданию многоцелевого транспортного самолета МиГ-110. Работал в конструкторском бюро до последних дней. На рубеже XX и XXI столетий он был единственным действующим главным конструктором из первого поколения авиаконструкторов.
Награжден двумя Сталинскими премиями, Государственной премией СССР, медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда, тремя орденами Ленина, Ленинской премией, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев