Разрыв производственной кооперации с Россией, произошедший после Майдана на Украине в 2014 году, стал очень серьезной проблемой для отечественной промышленности, негативные последствия которого до сих пор полностью не устранены, особенно в авиастроительной отрасли. Может ли наша страна обеспечить себе полный технологический суверенитет от Незалежной?
Ужасы импортозависимости
Так исторически сложилось, что производство мощных судовых и авиационных установок было размещено на территории УССР, которая была самой передовой и технологически развитой советской республикой.
После 1991 года Незалежная унаследовала порядка трети от совокупного ВПК СССР, и Россия старалась поддерживать с ней взаимовыгодную промышленную кооперацию, что стало проблемой в 2014-м, когда киевский режим отказался поставлять Москве силовые установки, и это сыграло крайне негативную роль, на годы сорвав выполнение ряда оборонных программ.
Возникает вопрос, может ли наша страна самостоятельно выпускать авиационную технику, которая являлась продуктом кооперации десятков и сотен предприятий, оставшихся за границей, в частности на Украине?
«Русификация» Ан-148?
Наглядным примером может послужить бесславная история среднемагистрального лайнера Ан-148, рассчитанного на перевозку до 83 пассажиров на расстояние до 4400 километров. На его базе должно было появиться целое семейство: Ан-148-200 с длиной фюзеляжа 34,36 метра, рассчитанный на 100 пассажиров, и транспортный Ан-148T грузоподъемностью 15-20 тонн, а также их дальнейшее развитие в виде Ан-158, Ан-168 и Ан-178.
Большой интерес к Ан-148 проявили Минобороны РФ и гражданские авиаперевозчики, которые планировали заменить украинским самолетом вырабатывающие свой ресурс Ту-134. Сборка лайнера должна была осуществляться в Киеве и Воронеже на мощностях ВАСО по украинской лицензии.
И действительно, некоторое количество этих самолетов было собрано, однако после введения Незалежной антироссийских санкций производство было остановлено по политическим мотивам. Конвейер встал из-за отказа поставки комплектующих, ключевыми из которых были украинские двигатели Д-436-148 разработки ЗМКБ «Прогресс», производства ОАО «Мотор Сич».
Заменить их было нечем, и в 2018 году программа сборки Ан-148 в РФ была свернута. Наиболее близким по тактико-техническим характеристикам из оставшегося в наличии является ближнемагистральный лайнер «Сухой Суперджет». Но и он с 2014-го проходит все стадии мучительного импортозамещения с непредсказуемым результатом. Возможна ли реновация Ан-148 в нашей стране под новым брендом?
Сменить название – дело нехитрое, вопрос лишь в том, где взять подходящие двигатели. Единственное, что есть в наличии, – то ПД-8, разработанный как раз для «Суперджета» и самолета-амфибии Бе-200. Теоретически «русификация»…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/02/25/167-vozmozhno-li-vozobnovlenie-proizvodstva-v-rossii-ukrainskih-samoletov-grss-384220858.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев